Валентин Вонифатьевич Корона - ученый-энциклопедист в самом прямом
и глубоком значении этого слова. Он обладал редким свойством смотреть
в "суть вещей" - что бы это ни было: биология, ставшая его официальной
"подругой" и спутницей жизни, филология (поэтика текста, стиховедение),
которой он посвящал неслужебные часы и с которой обходился особенно
нежно и любовно. Студенты, случайно попавшие с ним на практику или
просто оказавшиеся рядом в вагоне электрички, поражались дотошности
равно знания им своего (биологического) предмета - и его способности
подолгу читать наизусть стихи любимых поэтов: не только Ахматовой,
но и Бродского, Мандельштама, даже Маяковского, которым он одно
время занимался; его осведомленности в вопросах экономической стратегии
страны и тонкостях работы биржевого рынка. Да мало ли чего знал
Корона. Каждый, кто был с ним знаком, мог бы поделиться своим, услышанным
от него и навеки запомнившимся.
Однако первой и главной "любовью"
Короны была Анна Ахматова. Ее стихи пронзили его душу в юности (он
говорил об этом), а сама женщина-поэт стала для него воплощением
того идеала Вечной Женственности, Софии, о котором в наш век варварской
прагматики и поминать-то не принято.
На стыке морфоструктурной биологии,
начало которой Корона вел от трудов И.В. Гете, и русского структурализма,
"отцами" которого он признавал В. Я. Проппа и Р. Якобсона, В.В.
Корона создал свой уникальный метод анализа поэтического мира. Он
апробировал его на стихах А.А. Ахматовой, а затем с успехом применил
к творчеству иных авторов, не пользующихся особой любовью наших
современников или мало известных за пределами своего региона. Так
возникли работы Короны о поэме Н. Некрасова "Мороз Красный нос"
и о песнях екатеринбургского барда Раисы Абельской ("Визитка Ведьмы").
Созданию этих исследований способствовало также погружение Короны
в оригинальное сочинение А. Бурштейна "Реальность мифа", ибо с идеями
автора этой книги В.В. ощутил самую тесную связь. Эти тексты Короны
Вы можете прочесть в нашем сайте.
Кроме того, на протяжении нескольких
лет Корона занимался разработкой новой системы метрики стиха. Его
стиховедческие штудии следует признать поистине новаторскими. "Главная
проблема любой науки, - говорил он однажды на семинаре, - что является
основной структурной единицей ее предмета. В учебниках написано,
что основная ритмическая единица стиха - это стиховая строка. Но
что это такое?" И далее: "Стиховая строка может не совпадать с ритмической
- именно это мы наблюдаем у Маяковского". Следовал добросовестный
разбор стиха Маяковского - разбор, которого не встретишь ни в каком
учебнике, а попутно решали такие "простые" вопросы, как отличие
стиха от прозы, метра от размера и ритма, специфика авангардного
стиха и мн. др. В основе всей живой природы для Короны лежали общие
законы ее структурной организации. Он полагал, что художественный
текст изоморфен по строению живой материи, живому организму растения
- и потому система преобразований, определявшая схему его метода,
применялась им и к растению, и к стиху и приводила к равно успешным
результатам. Отчасти об этом - статья "О сходстве факторов эволюции
генетического кода и стихового метра", которую Вы еще увидите на
страничках нашего сайта.
Елена Созина