3.6. Крестьянская семья. Линии развития"Стариком" и "старухой" автор называет родителей Прокла, а своих умерших родителей - "отцом" и "матерью". Имя отца Прокла восстанавливается по отчеству, а имя матери остается неизвестным, что повторяет ситуацию с наименованием родителей автора-повествователя. Невольно закрадывается сомнение: не сводные ли братья Прокл и Алексеич? В пользу этой версии говорят их имена. Прокл (сокращенное от Патрокл) - ближайший друг и соратник Ахилла - храбрейшего из героев Троянской Войны. Переодетый в доспехи Ахилла, он погиб от руки Гектора, решившего, что перед ним Ахилл, во время одного из сражений. Ахилл отомстил Гектору за гибель друга, но и сам пал от стрелы Париса. Возникает целый ряд почти риторических вопросов. Не является ли "Алексеич" искажением имени Ахиллес? Не свое ли боевое прошлое вспоминает автор, говоря: "Пусть я не был бойцом без упрека...". А упрекнуть себя ему есть за что. Если бы он не обиделся на Агамемнона и не уклонился от сражения, Патрокл остался бы жив, а не погиб в его доспехах. Не стрелу ли Париса он называет "роковой" и не ее ли "отвела" Анна, благодаря чему он жив до сих пор? Не намекает ли его нынешнее имя - Алексеич, своим "искаженным звучанием" на прежнее - Ахиллес? Возможна и другая версия. Авторское предисловие напоминает не только пролог, но и своеобразный эпилог, написанный много лет спустя, когда весь "первый состав" действующих лиц сошел со сцены. Из трех поколений крестьянской семьи первыми погибли муж и жена (Прокл и Дарья), а вскоре, вероятно, их престарелые родители. В живых остались только отведенные "к соседке" малолетние дети - Григорий и Мария (брат и сестра). От лица повзрослевшего Григория и ведется повествование, а называется он Алексеичем по приемному отцу. Автор, следовательно, не "брат", а "сын" Прокла. А Мария стала Анной, потому что ее полное имя могло быть Марианна. Родная мать называла ее Марией (или Марьей), а приемная стала звать Анной (или Дарьей). В семьях с именами и не такое происходит. В пользу второй версии говорит тот факт, что к Анне и Дарье автор обращается одинаково ("мой друг"), а свои особо доверительные отношения с "крестьянкой" объясняет давним знакомством: "Ты с детства со мною знакома". Это вполне естественно, если крестьянка Дарья (Марья) и его "сестра Анна" - одно и то же лицо. Так или иначе, но автора-повествователя, при всей гипотетичности его родственных связей, следует рассматривать как члена семьи Прокловых (Морозовых). А Некрасовы, в этом контексте, фамилия "соседской" крестьянской семьи, приютившей осиротевшего Гришу. 3.6.2. Женская линия и ее продолжение: Снегурочка. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕА на втором плане, просвечивающем сквозь первый, - о вечных и неизменных законах природы. Поэтому исполнители "второго плана" - мифологические персонажи, логика поведения и действий которых подчиняется самому роковому закону - неумолимо текущему Времени. Оно диктует необходимость смерти после каждого рождения и рождения после каждой смерти. Это служит источником сожалений об иссякающих возможностях жизни в настоящем для себя и надежд на лучшее будущее для детей. После смерти души "для скорби и страсти", в ней все еще остается надежда на чудо: Ни звука! Душа умирает Для скорби, для страсти. Стоишь И чувствуешь, как покоряет Ее эта мертвая тишь. Ни звука! И видишь ты синий На третьем плане повествования, как и во всех поэмах, говорится о таинстве любви: мистическом круговороте жизни и смерти, возникающем при соединении мужского и женского начал. Литература2. Найман А. Русская поэма: четыре опыта // Октябрь, 1996, N 8. С. 128-152. 3. Степанов Н.Л. Шедевр Некрасова (Поэма "Мороз, Красный нос") // Литература в школе, 1972, N 5. С. 71-75.
|
||
|