ВЫСТУПЛЕНИЕ МАРСЕЛЯ МАРСО

1. Марсель Марсо мешает краски
Чтоб скрыть лицо личиной маски
И  сделать  шаг    и вдохновенно
Взлететь как флаг     над черной сценой
2.Печальный     клоун        марионетка
Вокруг      тебя       невидимая клетка
И ты в ней    бьешься         изнемогая
Грозя     в бессильном     гневе небесам
3. Кропить   из  ран       железо прутьев
Найти      изъян        и разогнуть их
Забыть  как    сон        все что не мило
Вдохнуть     озон         иного мира
4. И вдруг   о    ужас       конец надежде
Ты снова в клетке чуть побольше прежней
Ты  думал    пьешь   ты     вино    свободы
Но        посмеялись     боги  над тобой
5. Замкнулся    круг        согнулись плечи
Повисли      рук         немые плети
И  смысла     нет       и петь и драться
Чтоб снова в клет - ке       оказаться
6.  О     неужели      тебе    смириться
И  этот  мир  лишь     клеток  вереница
А  за   решеткой       опять   решетка
А  за   надеждой      тысячи      надежд

       (Текстовка этой песни, как и предшествующей, записана на слух. Пробелы между словами примерно соответствуют внутристрочным паузам. Анализ метрического строя приведен во второй части работы)

       На первый взгляд может показаться, что повествование, на этот раз, ведется от лица только первого АП. Это анонимный персонаж, пересказывающий свои впечатления от выступления Марселя Марсо. Он подобен анонимной Девушке, пересказывающей свой "ужасный сон". Но Марсель Марсо не остается немым - он на языке жестов, как и положено миму, показывает, что с ним происходит, т.е. выступает как второй АП. А происходящее структурно подобно тому, что пережила Ведьма.

       Пространственная организации действия прежняя. Мим находится на арене, в окружении публики и к нему прикованы все взоры. Первая сцена повторяется буквально. "Судьба артиста" выставила его "на позор" (переместила в Нижний мир), а как человек, он живет в обычном (Среднем) и при других обстоятельствах является частью "толпы". Но в данный момент он отделился от нее, а среди "публики" остался первый АП.

       Переход из Среднего мира в Нижний сопровождается, в данном случае, не только переодеванием, но и перекрашиванием. Артиста скрывает "маска" - специально нанесенный слой краски. В результате, внешний облик изменяется до неузнаваемости - лицо превращается в "личину". Ретроспективно можно предположить, что подобное превращение произошло и с Девушкой при перемещении в Нижний мир. Она предстала в облике ("под личиной") настолько красивой девушки, что окружающим сразу стало ясно - такого уже не бывает, это дьявольские козни.

       Заметим, в скобках, что выражение, звучащее на французском языке как "красота дьявола", переводится на русский вполне безобидно - "очарование юности". Зато аналогом романтичного образа Купидона и его стрел служит, особенно для "лиц пожилого возраста", образ Беса, толкающего в ребро. Другими словами, понятия красоты и юности, применительно к женщине, являются своего рода синонимами, которые перетолковываются одинаково, как "искушение" или "соблазн". Возможно, "толпу" приводила в бешенство одна только "молодость" Ведьмы, т.е. "красота дьявола" в чистом виде, а не ее "дьявольская красота".

       Сожжение на костре, как отмечалось выше, это заключительное действие, один из смыслов которого - "вознесение". Этот же смысл исходно вдохновляет Марселя Марсо: "И сделать шаг и вдохновенно / Взлететь как флаг над черной сценой...". Вполне возможно, что "черная сцена" несколько приподнята над уровнем земли, т.е. движение начинается из "среднего положения": артист уже  над  толпой и надеется  взлететь  еще выше. Сравнение с "флагом" тоже показательно. Не распущенные ли волосы Ведьмы подсказали этот образ? Не она ли была привязана к "позорному столбу", как флаг к флагштоку?

       Нам не известно, удалось ли Ведьме перенестись в Верхний мир. Изображение исчезло в самый критический момент. Но заданную тему, похоже, продолжает "Выступление Марселя Марсо". Весьма символично, что он изъясняется не словами, а жестами, как бесплотный дух, пытающийся рассказать, что стало  потом .

       А выяснилось следующее. У окружающего мира имеются прочные, но невидимые границы. Это делает его похожим на железную клетку, что огорчает и одновременно обнадеживает. Огорчительно ощущать себя исполнителем чужой воли - марионеткой, но положение "в клетке" внушает чувство надежды. Оно указывает, по логике вещей, на существование иного мира за ее пределами. Это формирует новое мироощущение и провоцирует попытки освобождения. Прежняя неподвижность и покорность сменяются активной деятельностью. Герой не остается там, куда его "поставила судьба", а пытается изменить свое положение. Он "бьется" и "грозит... небесам". В обоих случаях намекается на какую-то особую связь лирических героев с высшими силами, которая выражается либо в исполнении их воли, либо в осознанной попытке бунта против установленного ими порядка вещей.

       Однако не так-то просто пересечь невидимую границу между мирами. Одних личных усилий для этого недостаточно. В "битве с судьбой" лирический герой "изнемогает" а его "гнев" остается "бессильным". Оказывается, в ней надо еще "найти изъян" и только тогда она становится преодолимой. Неявно устанавливается, тем самым, соединение понятий порочность-доступность и непорочность-недоступность. Из этого следует, что если иной мир совершенен, то он недоступен.

       Чувства и переживания, сопровождающие переход из одного мира в другой, во многом совпадают с теми, которые испытывала лирическая героиня или вызывала ее "красота". Во-первых, Нижний мир, в котором мы видим Ведьму - это "ужасный сон" Девушки из Среднего мира. И Нижний мир Марселя Марсо, в котором, как в "клетке", помещается его герой, предполагается "забыть как сон...".

       "Нижний мир сна" лирического героя не столь "ужасен", как сон Девушки, а всего лишь "не мил". Возможно, это связано с тем, что "сон" не такой "глубокий": Девушка "провалилась в толщу времени" на сотни лет, а герой "увяз" в настоящем на годы. На их "общее (средневековое) прошлое" указывает образ окружающей действительности - "железная клетка". В таких Ведьмы содержались перед казнью. Не из этой ли "клетки" пытается выбраться Марсель Марсо?

       Во-вторых, мир вне клетки напоминает качества "цветущей" и "счастливой страны", где "словно дышится легко". Передается это более кратко и энергично: "Вдохнуть озон иного мира".

       В-третьих, о "красоте" ранее говорилось как о "зовущей в даль", причем одними призывами дело не ограничивалось. Она "будоражила", т.е. оказывала какое-то дополнительное воздействие, сродни физическому, а еще и "пела". Теперь герой как бы отвечает на этот призыв своими попытками вырваться из клетки и при этом усваивает качества "красоты" - сам начинает "и петь и драться".

       В-четвертых, "красота" изменяет привычные качества предметов, причем в худшую сторону: "мед... что-то дегтем отдает". У лирического героя тоже изменяется восприятие действительности, но "к лучшему": "Ты думал пьешь ты вино свободы...". Это свидетельствует, что оба лирических героя обладают сходными магическими способностями: Ведьма наводит порчу на окружающих, а герой околдовывает себя сам. (Не эта ли попытка самообмана равного по способностям вызвала смех "богов"? Не злорадствовали же они по поводу ничтожного смертного, заведомо обреченного на неудачу).

       Подводя итог, очертим контуры более общей, динамической модели поэтического мира Раисы Абельской, частными отображениями которой служат статические схемы концентрических окружностей или слоистых пирамид. Эта модель - человек, поднимающийся по лестнице. Ступенька, на которой он находится в настоящий момент - Средний мир, а следующая над ней - Верхний. Стоит ему шагнуть на верхнюю ступень, как она проваливается Нижний мир. Пережив "падение", он обнаруживает себя в прежнем Среднем мире. Верхний мир остается, как и был, недоступным.

       Структура поэтического мира предопределяет способ переосмысления окружающей действительности и выбор тем и сюжетов, в которых отображаются эти смыслы. Ведущей, как показано выше, является тема взаимоотношения героя и мира, разделенного на части невидимыми и непроницаемыми границами. Непроницаемость порождает мотивы жертвенной обреченности лирического героя и одновременно - избранности. Дальнейшее развитие этой темы показывает, что на роль жертвы лирический герой выдвинут из "высшего круга". Он не "полномочный представитель" высших сил, а одна из них.

 

На главную страницу
 
 
Хостинг от uCoz