ир использовал в своих «нелимериковых» текстах.
Эти же принципы подхватили и развивали многочисленные последователи
Эдварда Лира от Льюиса Кэррола до Честертона и Бэллока.
Запомним самое главное:
поэзия абсурда всегда фабульна.
Даже при беглом чтении
текстов Мокши видно, что стихи эти организованы совсем иначе. Нет следа логической
выстроенности, абсурдной по сути, но логичной в своей нелогичности фабулы,
как у Лира и прочих нонсенс-авторов:
...отель у солнечной воды.
Веселье. Танцы. И крокет.
Паркет прошаркан. Пароход
цветет в пороховом убранстве
и, плавно пенясь, в даль уходит,
пока заманчивые облака
игриво встряхивают папаху...
И Сидор папу бьет по паху,
свисток со злости затолкав
в блажное углубленье рта,
ничьих нервов не щадя, свистит,
горючим горошком и сечью сыт...
(Сандро Мокша, 1987) |
Из
приведенного отрывка видно, что мы столкнулись с совершенно иной, нежели поэзия
нонсенса, традицией. Фабулы у Мокши нет, все образы возникают непонятно откуда,
связь, если и есть, то обусловлена звуком, а потому логически никак не связанные
образы существуют независимо друг от друга и каждый - замкнуто - в своем мире.
2. Мокша и Хлебников
Самые
экспериментальные тексты Велимира Хлебникова всегда обладают четкой фабулой,
все они логически нагружены. Хлебников, в сущности, всегда шел от смысла, все
его игры со звуком были направлены на возможность ярче, выпуклее выразить смысл.
Другое дело, что стихи Хлебникова многозначны, на разных уровнях проникновения
в текст открываются разные уровни смысла, и понятно, что фабулой они не исчерпываются.
Мы утверждаем, что наличие логически ясной и выстроенной фабулы является гарантией
наличие в стихотворении как минимум двух уровней смысла: смысла фабулы и смысла
мифологем. И если фабула есть, то участвовать в построении мифологемного уровня
она будет почти наверняка.
Мы берем на себя смелость
утверждать также, что даже в самом «абстрактном» стихотворении «Бобэоби пелись
губы» Хлебников все-таки шел от фабульно осмысленной ситуации. И не случайно
у читателей Хлебникова никогда не возникает ощущения бессмыслицы, никогда не
возникает смеха, даже при восприятии «Смехачей», а в лучшем случае - улыбка.
По существу, единственное
сходство Мокши и Хлебникова - склонность к игре со звуками, словами, словообразованию.
Однако, с нашей точки зрения, смысл этих игр совершенно различен.
3. Бредятина или эпатирование
?
Несколько
слов о методе анализа, примененном в данной статье. Метод этот был разработан
В. Левитом и мной в совместно написанной книге «Реальность Мифа». Необходимо
пояснить, что ни один из нас не претендует на открытие нового метода, так
как мы сознаем, что ничто не ново под луной, и знаем, что, подобные разборы,
например, в Китае, делали с 16 века. Близкие и созвучные нам идеи мы находили
в работах С. Эйзенштейна, В. Левина, Ю.Тынянова, В.Проппа, В.Тернера, К.Леви-Стросса,
З.Фрейда, В.Налимова, и список этот можно продолжать долго.
Все, что нам казалось
близким, мы выдергивали. В результате возникла невообразимая мешанина, которую
мы обозвали методом выделения семантических рядов. Упрекать этот метод можно
в чем угодно и сколько угодно, но с нашей точки зрения он обладает одним несомненным
достоинством: он работает, а значит созданная нами компиляция и именно в том
виде, в каком мы ее создали, может кому-то пригодиться. Читателю судить, пригодится
ли она ему.
Итак –
Безусловность соотношений.
На шарике шайка бушует
большая.
За столиком тесно семейка сидит.
А девочка хвостиком, чистая, машет.
Поехал на Пасху с художником псих.
Он шерсть на хребтине
завил посильнее,
идейно взрослея, сел в лимузин...
Пишу на пустынном огрызке бумаги:
«Цветущий сосед в лопухи убегал.
Кисть пышет, -
а Фландрия спит
совершенно спокойно...»
Гнедая лошадка идет себе
мимо.
Молодка катается в лодке, глядит,
как истово басом поет протодьякон,
и дьявольский дым кольца вьет в бороде.
Дрожит в листьях пташечка,
- божья птичка.
В бараке короткая комната есть, -
и там, на конце теплоты католичка,
очнувшись, смахнула слезу рукавом...
Раздумие. Стенка. Слепой
телевизор,
беспечный, в убранстве промытых цветов,
вычерпывать, словно кисель иллюзорный,
писатель усатый хотел в голове.
|
Анализ текста:
На шарике шайка бушует большая.
За столиком тесно семейка сидит.
Шайка здесь, видимо,
- шайка разбойников. Слово «столик», как и слово «шарик», образовано с помощью
уменьшительного суффикса «-ик», а
значит, насыщено семой «малости».
Слово «семейка»
насыщено семой неодобрения, , что связывает его с шайкой разбойников.
Семейка сидит
тесно. Сема «малости» (отсутствие места) пронизывает и слово «тесно», и «шарик», и «столик».
Обратим внимание, что,
так как семейка сидит тесно, то люди, видимо, сидят вокруг столика, сжимая
его. Итак: маленький шарик и столик являются объектом воздействия чего-то
большего.
На шарике бушует
шайка, столик сжимается семейкой. Бушевать, - значит совершать беспорядочные,
неконтролируемые движения туда-сюда.
Сидеть - предполагает
известную неподвижность.
Мы выделили следующие
семы:
- -малое
- -большое
- -движение туда-сюда
- -неподвижность
- -неодобрение.
Нетрудно увидеть,
что первые четыре выделенные семы распадаются на оппозиции, находясь в отношении
инверсионной симметрии друг с другом. Последняя же сема стягивает все образы
в единый семантический ряд.
А девочка хвостиком, чистая, машет.
Поехал на Пасху с художником псих.
Сема малости содержится
и в слове «девочка», и в слове «хвостик». А вот слово «чистый», видимо, вылупилось из слова «шайка». И здесь мы сталкиваемся
с фундаментальной особенностью того сознания, в котором Сандро Мокша входит
в творчество, и которое отпечаталось (в нашей модели)
Нас обманули, у нас на
глазах передернули карты. Ведь, когда бушевала шайка на шарике, речь шлао шайке разбойников, а не о банной шайке. Слово же «чистый» связано
явно с баней. Если прибегнуть к терминам «черпачной» семантической модели,
рассматривающей фразу как черпак, которым мы вытаскиваем из подсознания нужный
для данной фразы смысл вошедшего во фразу слова, то можно сказать, что Мокша
расплескал содержимое черпака и запустил его в подсознание снова, но значение
вычерпнул уже другое. Обычно ассоциация идет по пути, определенному единственным
вычерпнутым значением, здесь же ассоциация идет во все стороны сразу.
Ведь шайка разбойников
и чистота - понятия, плохо стыкующиеся. Но если шайка для Мокши одновременно
и разбойничья, и банная, это означает, что она для него одновременно и грязная,
и чистая. Иными словами, для Мокши в слове фразы содержится некий семантический
бульон смыслов, к тому же и нерасчлененных.
Читатель, немного
занимавшийся мифологическим сознанием, уже увидел, конечно, забавную похожесть
творческого состояния сознания Мокши
на мифологическое, ритуальное и тому подобные измененные состояния сознания.
Теперь посмотрим,
к какому семантическому ряду из уже выделенных притягивается слово «машет».
Махать - означает совершать движения туда - сюда. Сему «туда-сюдашности» мы выделяли в слове «бушует», отметим еще
и то, что предмет, которым машут, - хвостик, - узкий длинный предмет, начинающийся с буквы
«х». И прежде, чем мы пойдем дальше, обратим внимание читателя на то, что
( в свете двойственности «шайки») банная шайка на шарике - геометрически - круг в круге.
Семейка, тесно сидящая за столиком,
охватывающая собою столик, - в сущности,
- тоже круг в круге. Причем, в случае
семейки за столиком внешний круг тесно сжимается вокруг внутреннего, а в случае
шайки на шарике, внешний круг - шайка - бушует на маленьком шарике, совершая
беспорядочные, неуправляемые, но мощные и резкие движения туда-сюда.
Даже читатель,
абсолютно незнакомый с особенностями мифологического сознания, несомненно
уже почувствовал тухлый запах ядреной фрейдятины, так знакомый нам по исследованиям
космогонических мифов и комплекса плодородия, и естественно вытекающий из признаков нерасчлененности сознания,
зафиксированных нами в разбираемом тексте Мокши.
Вот мы и встретили следы
мифа - слово «Пасха», да еще осложненное
в продолжении фразы сочетанием «ху-ху» и двумя «х» по краям - как в
популярных детских непристойно
-эротических куплетах про пиратов
или про доху, цитировать которые кажется излишним.
Он шерсть нас хребтине завил посильнее
Обратим внимание
на сему сжатия кольца - помните круг, сжимающийся вокруг круга (за столиком тесно семейка сидит)?
На длинном и узком предмете - хребтине, (кстати,
длинный и узкий предмет уже был и тоже начинался с буквы «х» - «хвостик»)
- завивается в кольцо шерсть, причем в кольцо тугое.
идейно взрослея, сел в лимузин...
Некто, вырастая
(увеличиваясь в размерах), взрослея, сел (проник) в лимузин. Это можно интерпретировать,
как опять же: некий узкий длинный предмет проникает в более широкий.
Отметим, что лимузин
представляется, как правило, блестящим, сверкающим, а следовательно, чистым, в отличие от, скажем, автомобиля
«Запорожец» . Следовательно, лимузин насыщен семой чистоты, а чистота - эффектом
предыдущего контекстного употребления, связана у нас, воспринимающих данный текст, с женским началом, с
девочкой (хвостиком, чистая, машет).
Соответственно, и лимузин оказывается в какой-то мере окрашен
женским началом.
Пишу на пустынном огрызке бумаги:
Пустынный - крайняя
степень чистоты. Огрызок округл, начинается с буквы «О». На него изливаются
чернила, тушь или краска с узкого предмета (ручки, кисти и т.д.).
«Цветущий сосед в лопухи убегал.
«Цветущий» - юный,
а для Мокши еще и чистый. Мы это утверждаем уверенно, так как далее тексте
вы встретите «промытые цветы», то есть поэт устойчиво связывает чистоту и
цветение, и связь эта - плод его фантазии, а не нашей. Через сему чистоты
и сосед, проникший в лопухи, т.е. охваченный лопухами, естественно, окрашивается
женским началом. Между прочим, с лопухами связана сема неодобрения, которая
нам уже встречалась ранее, в связи с шайкой разбойников, семейкой и психом.Очень интересно, что если рассматривать схематические
графические изображения шайки, бушующей на шарике, соседа, проникающего в
лопухи, а также скамейки, тесно сидящей вокруг столика, то сема неодобрения
везде окажется связана с внешним кругом рисунка, т.е. с женским началом. Однако,
эта четкость тут же сводится на нет тем простым соображением, что проникающее
мужское начало в нашей модели немедленно превращается в женское в силу уже
виденного нами ранее эффекта закрепления за словом значения первого контекстного
употребления. Опять мы столкнулись с тем, что в мире Мокши все аморфно, неоднозначно,
ян и инь меняются местами, то, что было инь, оборачивается ян - и неясно,результат лиэто движения, или просто инь и ян существуют
друг в друге, как в неком противоестественном клубке.
Кисть пышет, а Фландрия спит совершенно спокойно...»
Пылание длинной
узкой кисти усугубляется тем, что по смыслу сюда напрашивается не «пышет»,
но «пишет», а ведь писать - это тоже махание туда-сюда своего рода. В какой
связи с длинной пышуще-пишущей кистью оказывается во сне Фландрия, думаем,
понятно.
Гнедая лошадка идет себе мимо.
Молодка катается в лодке, глядит,
Ранее был лимузин, теперь
- лошадка, лодка, - все образы насыщены семой движения туда-сюда. Все слова
начинаются с одной и той же буквы «Л». Молодка, охваченная лодкой, - уже виденная
нами противоестественная с точки зрения обыденного сознания подмена инь -
ян, та же, что и в «цветущем соседе». Кроме того, идущая себе лошадка, катающаяся
на лошади молодка, машущая хвостиком девочка, отправившийся на Пасху в лимузине
псих, - все эти образы в высокой степени насыщены семой беспечности.Запомним это, так как беспечность эта в нашей модели неожиданно и забавно
сработает в конце стихотворения.
как истово басом поет протодьякон,
Подсчитайте количество
букв «О» в этой строчке. Кроме того, вспомним, то пение протодьякона ритуально
(ранее мы встретили слово «ПАСХА»), и что связь пения с комплексом плодородия
убедительно показал еще дедушка Фрейд.
и дьявольский дым кольца вьет в бороде.
Опять кольцо!
Очень важно для нас то, что дым, тьма в мире нашего стихотворения оказываются
связаны с дьявольским, со злом. Но дым, видимо, связан с пением басом, с мужским
началом (дым можно интерпретировать как своеобразную аллегорию поллюции).
Мы еще увидим,
как отождествление дыма с силами ян презабавно сработает в конце анализа.
Дрожит в листьях пташечка, - божья
Вот самое, пожалуй,
мифологическое место текста. Дрожание - мелкие частые движения туда-сюда.
Совершает их птичка, проникшая в листья, охваченная ими, как молодка была
охвачена лодкой, стол - семейкой, псих - лимузином и т.д. Птичка выступает
в роли проникателя, то есть (в категориях нашей графической схемы) - круга
внутреннего, мужского начала, ян. Но птичка - женского рода, что подчеркивается
повтором «пташечка - птичка». Кроме того, сема «малости» в совокупности с
семой страха, заключенного в слове «дрожит», приводит к тому, что мы воспринимаем
птичку, как жертву. Это означает, что ей в сильной степени присуще женское
начало. Единство женского - мужского, жертвы - насильника, жизни - смерти
выступает исключительно рельефно,много
выпуклее, нежели в предыдущих строках.
В бараке короткая комната есть, -
комната внутри
барака, охвачена бараком.
и там, на конце теплоты католичка,
No comments...
Кисть пышет
очнувшись, смахнула слезу рукавом...
Слеза опять округлой
формы. Рукав, в сущности, тоже - в разрезе, но вытянут и полый.С нашей точки
зрения словом «рукав» в известном смысле можно было бы закодировать наши знания
об этом тексте, подобно тому, как древние кодировали свои представления о
мире в орнаментах на колоннах, погребальных сооружениях и ритуальных сосудах.
А Фландрия спит совершенно спокойно.
Раздумие. Стенка. Слепой телевизор,
беспечный, в убранстве промытых цветов,
Слепой телевизор
в убранстве промытых цветов - поразительный образ, в свете того, что нам теперь
известно: охваченный чистыми цветами (вспомним цветущего соседа и связь семы
чистоты с женским началом инь в нашей модели) черный, заполненный мраком экран.
Но мы ужевидели, что на уровне семантических
рядов мрак, дым связывались с дьявольским, нечистым. И вот в нечто чистое,
юное, цветущее проникает дьявольское, греховное. Сема неодобрения, ранее,
как мы видели, устойчиво цеплявшаяся за внешний круг нашей графической схемы,
на наших глазах перетекает в круг внутренний. Слово же «беспечно» вызывает
в нашейпамяти ряд беспечно совершавших
движения туда-сюда: девочка беспечно машет хвостиком, молодка беспечнокатается на лодкеи т.д, А между тем, что-то дьявольское, греховное
проникает, проникает, проникает.
На наших глазах
вызревает мрачная, я бы даже сказал, эсхатологическая мифологема.
вычерпывать, словно кисель иллюзорный,
писатель усатый хотел в голове.
Вычерпывание тоже
предполагает туда-сюдашностьи проникновение
в отверстие длинного предмета-черпака. Ранее мы уже говорили о черпаке и о
нерасчлененном семантическом бульоне. Думается, нет смысла подробно объяснять,
что означает здесь «кисель иллюзорный» - это хаос смыслов, хаос инь - ян до
разделения их. Иллюзорный он по той простой причине, что любое определение
или понятие иллюзорно в том состоянии сознания, в котором нет различий между
шайкой разбойников и шайкой банной, - в мифологическом по сути состоянии сознания.
Усатость же писателя
в нашей модели важна потому , что усы - длинные и стоят , а у Мокши иногда
еще и горят: «безумно встав, усы горят». Помните: «...кисть пышет».
Анализ стихотворения
по существу закончен. Осталось только обратить внимание читателя на то, что
пространство стихотворения напоминает ленту Мебиуса: стихотворение - мозаика
образов, почти каждый из которых графически может быть изображен в виде кольца,
тесно обхватывающего другое, внутреннее кольцо: но внутреннее кольцо (в нашей модели - ян)
вдруг выворачиваетсяи переходит во
внешнее - инь, не переставая при этом оставаться ян. Внешнее же кольцо -инь, при этом также выворачивается и перетекает
во внутреннее, в ян, не переставая оставаться инь.С нашей точки зрения, лента Мебиуса, внутренняя
поверхность которой перетекает во внешнюю, не переставая оставаться внутренней
при этом, идеально накладывается на пространство разобранного только что текста.
С нашей точки
зрения, именно «мебиусоподобность» является
главным и единственным содержаниемпоэзии Мокши, а вовсе не гипертрофированная сексуальность, как могло
показаться при беглом прочтении статьи склонному к клубничке читателю. Другое
дело, что фрейдятина и мифологическая картина мира - действительно связанные
вещи. Во всяком случае, эротика в слегка завуалированном виде занимает в мире
Мокши немалое место, спорить с этим трудно.
Итак, мы углубились в
стихотворение Мокши, и на месте хаоса линий и образов нам удалось уловить
четкую логику орнамента. За внешней бессмыслицей случайных на первый взгляд
нагромождений слов нам открылись серьезные и совсем не забавные вещи, трагические
и архаические мифологемные сюжеты. Однако сюжеты эти почти невозможно различить
без специального анализа. Для самого-то Мокши, впрочем, они конечно видны,
хоть, может быть, и не совсем так, как открылись нам, но он их, безусловно,
ощущает, и ощущает остро. Более того, видимо,
в процессе творчества Мокша входит
в состояние сознания, в котором нерасчлененность мира переживается им чрезвычайно
сильно. Настолько сильно, что создаваемые им тексты на самом деле являются не
стихами, а чем-то вроде жертвоприношения. А вот большинство читателей этого
почувствовать не может. Но то не их вина, и не вина Мокши. Просто сознание большинства
читателей работает иначе. Оно не может уследить за подстановками типа «шайка
банная - шайка разбойников» и воспринимает появление семы чистоты, например,
в разобранном выше тексте, как нарушение ритма семантического ряда. Завораживающий
эффект колебания семы при этом мгновенно исчезает, и читателя выбрасывает из
измененного состояния сознания, куда его, бедолагу, ритмичное колебание семы
и звука уже успело затянуть (в нашей модели в первых трех строчках текста,
к примеру, каждый образ насыщен семой неодобрения, а нарушение ритма вызывает
невесть откуда взявшаяся среди неодобряемых образов сема чистоты, т.е появление
чистой девочки, самозабвенно и непонятно зачем машущей хвостиком). И как всегда
при резких скачках из одного состояния сознания в другое возникает неудержимый
смеховой эффект.
Измените строчку «девочка
хвостиком, чистая машет», на, например: «девочка хвостиком, наглая, машет» и
перечитайте текст:
На шарике шайка бушует большая.
За столиком тесно семейка сидит,
а девочка хвостиком, наглая, машет...
Видите,
все встало на свои места, смех исчез, осталась, может быть, только улыбка,
которую спишите на несовершенство полученного текста. А теперь попробуем убрать
сему неодобрения и заменить ее на сему чистоты:
На столике шайка стояла большая,
за столиком тесно семейка сидит,
а девочка хвостиком, чистая, машет...
И
в этом варианте смех ушел, хотя в известной степени сема неодобрения осталась
в слове «семейка». Однако контекст не в силах резко ее выделить.
Представляется необходимым
еще отметить, что в тексте Мокши, лишенном какого бы то ни было смыслового
сюжета в привычном понимании слова, выход на уровень Мифа лежит, благодаря
выразительной геометрии пространства стиха, на самой поверхности этого пространства.
Причем смысл мифологемы оказывается единственным смыслом стихотворения: других,
немифологических уровней - стихотворения Мокши, кажется, просто не имеют.
Более того, насколько
известно автору, Мокша попросту отказывается писать «осмысленные» стихи, т.е.
стихи с разными, не только мифологемными уровнями смыслов. Это еще раз убеждает
в том, что поэзия Мокши, собственно говоря, не является поэзией в привычном
для нас смысле этого слова.
Мы жестко настаиваем
на том, что тексты, созданные Мокшей, носят не поэтический, а религиозный,
чтоб не сказать, ритуальный характер. Они дают возможность их автору снова
и снова переживать целостность и нерасчлененность мира, творить его заново,
растворяясь в нем.
Ведь именно к переживанию
нерасчлененности мира сводятся в конечном счете в моей модели сакральные
цель и смысл любого мифологического обряда.
Свердловск, 1987
г.
Приложение
О стихотворении В.Хлебникова «Бобэоби пелись губы»
Рассмотрим известное хрестоматийное
пятистишие Велимира Хлебникова, над тайной котрого наверняка задумывался каждый
второй филолог:
Бобэоби - пелись губы,
Вээоми - пелись взоры,
Пииэо - пелись брови,
Лииээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо - пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо. |
Попробуем построить
модель, по которой сделано это семистишие. Эта модель может быть следующей.
Семистишие строится на
повторе слова "пелись". Одно из возможных значений этого слова -
протяжность, протяженность во времени, пpоголосность.
Сема протяженности подчеркивается
и усиливается протяжностью гласных сочетаний - ОЭОИ, ЭЭОМИ, ИИЭЭЙ, а также
ИИЭО.
Звук "б"