3.5.2. Мать и дочь. Времена года, как прообразы женских образов поэмы, примечательны в двух отношениях - мифологическом и количественном. Принимая во внимание известную греческую мифологию, их можно назвать "ликами Времени" или "дочерями" (ипостасями) Хроноса. У всех действующих лиц, следовательно, один отец - Время, и все они, в этом смысле - братья и сестры, даже если выступают в ролях мужей и жен или детей и родителей. А число времен года равно четырем. Это заставляют искать "четвертую сестру". Согласно намеченной в поэме тенденции, она должна быть еще более молодой, чем Схимница-Зима, а по качествам похожей на Весну. По указанной совокупности признаков сразу обнаруживаем искомый персонаж. Это младшая дочь Дарьи - Мария. Мысленно разговаривая с умершим мужем, Дарья так представляет себе детские игры с участием дочери: "Голубчик! красавицу нашу Весной в хороводе опять Подхватят подруженьки Машу И станут на ручках качать! Станут качать, Вся раскраснеется наша Очевидная связь этой народной игры с
комплексом плодородия (в частности - с весенним севом) не нуждается
в комментариях. А искусное превращение "четвертой сестры" в "дочь",
замыкающее серию "женские лики времени" поражает своим изяществом. Даже
трудно представить, как можно иначе показать весеннее возрождение природы,
сохраняя и тройную парность "сестер и братьев" (детей Хроноса) и симметрию
женских личных имен. "Весенняя" Марья и "осенняя" Дарья противостоят
безымянным "летней" Славянке и "зимней" Схимнице. Другой порядок имен
противоречил бы "природе вещей": Лето - "мужского рода" (средний род
в русском языке произошел от мужского).
|
|||
|
|