2. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ ТЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
2.1. Принципы организации
"Посвящаю моей сестре Анне
Алексеевне", - пишет автор сразу после заглавия поэмы. Далее следует
небольшой раздел без названия и нумерации. Назовем его авторским
предисловием (далее - просто "предисловием"). Оно начинается со
слов: "Ты опять упрекнула меня, / Что я с музой моей раздружился...",
что выглядит как продолжение разговора с сестрой.
Сестра, как можно понять,
пристально следит за своим братом, поощряя его "дружбу" с Музой
и оберегая от превратностей судьбы: "Знаю я, чьи молитвы и слезы
/ Роковую стрелу отвели...". Такая сестра - настоящий ангел-хранитель
своего брата.
Не удивительно, что подобная
верность и преданность вызывает ответные чувства. Брат все больше
охладевает к Музе, а свою "последнюю песню" посвящает сестре:
Присмиревшую музу мою
Я и сам неохотно ласкаю...
Я последнюю песню мою
Для тебя - и тебе посвящаю.
Заканчивая "предисловие",
автор вспоминает своего отца и мать и посаженные ими деревья:
"Старый дуб, что посажен отцом, / И ту иву, что мать посадила...",
особо подчеркивая "странную связь" между ивой и матерью: "На
которой поблекли листы / В ночь, как бедная мать умирала...".
На первый взгляд может
показаться, что "предисловие" не связано с основным текстом
поэмы, но это впечатление сразу изменится, как только мы ответим
на вопрос: как устроена система действующих лиц, каковы их имена
и роли? Оказывается, функциональные роли действующих лиц поэмы
и структура отношений между ними намечены уже в "предисловии".
Поэтому анализ этой структуры позволяет продемонстрировать принципы
организации системы действующих лиц с достаточной полнотой.
Первая пара действующих
лиц - "брат" и "сестра", становится известной из авторского
посвящения. "Сестра" называется по имени-отчеству, а имя "брата"
остается неизвестным. Неизвестным, потому что мы различаем реального
автора текста - Николая Алексеевича Некрасова и автора-повествователя.
Автор-повествователь - это одна из ролей, разыгрываемых в тексте
реальным автором. Реальный автор обычно выступает от лица главного
героя и под его именем, а не как безличный комментатор. Поэтому
нет никаких оснований считать, что у "сестры Анны" есть "брат
Николай". Можно только предполагать, что у не названного по
имени "брата" и "сестры Анны" один отец - Алексей. Не выходя
во внетекстовый контекст, будем называть этого "брата" по отчеству
- Алексеич.
Вторая пара действующих
лиц - "мать" и "отец". Имя "отца" легко реконструируется из
вышеупомянутого отчества "сестры", а имя "матери" не упоминается.
Третья пара действующих лиц не столь очевидна. Их имена совпадают
с наименованием функциональных ролей. Но учитывая отношения,
в которые вступает с ними лирический герой (автор-повествователь),
можно сказать, что его "друг" - Муза, а "враг" - Рок. (Выражение
"роковая стрела" можно понять как "стрела Рока").
Неизвестно, чем автор-повествователь
так прогневал Судьбу, что она приговорила (рок-пророчество-приговор)
его к смерти. Орудие казни (стрела) наводит на мысль, что это
был Аполлон. Согласно греческой мифологии, причиной внезапной
смерти мужчин служили стрелы Аполлона. Не "дружба" ли Алексеича
с одной из девяти Муз прогневала божественного певца? Отклонить
стрелу Аполлона могло вмешательство Афины-паллада или другого
божества, равного ей по могуществу. Наконец, стрела могла быть
названа "роковой" по какой-то иной причине.
Так или иначе, "брата"
и "сестру" нельзя отнести к "простым людям". Они занимают своеобразное
промежуточное положение между миром бессмертных и миром смертных
с одной стороны, и миром живых и миром мертвых - с другой. Как
смертные, они противостоят Аполлону и Музе и одновременно -
как бы сливаются с ними в главных функциях, а как еще живые
- противостоят умершим родителям и готовятся вскоре присоединиться
к ним.
Анализ отношений в этой
группе персонажей позволяет выделить следующие принципы построения
системы действующих лиц. Перечислим их, не придавая абсолютного
значения порядку и наименованию.
1. Принцип парности. Функциональные
роли (или ролевые функции) действующих лиц всегда парные. Шесть
вышеупомянутых персонажей образуют три пары: "брат и сестра",
"отец и мать", "Рок и Муза".
2. Принцип диссимметрии.
Пары составлены из персонажей одного ранга, но разного "пола"
(или хотя бы грамматического рода). Соблюдение этого принципа
выражается еще и в том, что "сестра" отводит от "брата" "стрелы
Рока", а не "удары Судьбы".
3. Принцип градации (или
иерархического соподчинения). Пары различаются "по возрасту",
"социальному статусу" и т.п., что позволяет представить их как
ступеньки одной "лестницы". "Брат и сестра", в данном случае
- младшее поколение, а "отец и мать" - старшее. Муза и Рок -
представители высших сил, а все прочие - простые смертные.
4. Принцип связности. Между
членами одной и соседствующих пар прослеживаются связи самых
различных жанров. Связи могут быть как реальными (родство, дружба
и т.п.), так и идеальными (тождества, различия). Это порождает,
в совокупности, сквозные линии, а при пересечении разножанровых
связей - замкнутые круги сходств. "Мужскую линию", например,
составляют Рок, "отец" и "брат", а "женскую" - Муза, "мать"
и "сестра". Замкнутое круговое сходство возникает, когда свою
"сестру", с которой у автора "кровнородственная" связь, он называет
"другом": "Милый друг, поняла ты давно...", а с Музой ведет
себя так, словно она и есть его родственница (или любовница):
"Присмиревшую музу мою / Я и сам неохотно ласкаю...".
5. Принцип безымянности.
Некоторые действующие лица (как правило, это исполнители женских
ролей) остаются безымянными. Поэтому правильнее говорить о принципе
избирательной женской безымянности. В тексте "предисловия" не
упоминается ни одного имени. Строго говоря, у нас нет полной
уверенности, что "сестра Анна Алексеевна" и "милый друг", к
которому обращается автор, это одно и то же лицо. Но даже если
это и так, то восстановить по этому признаку можно только имя
отца и отчество сына. Имя матери остается неизвестным.
6. Принцип пространственной
смежности. В данном случае речь идет о соседстве мира мертвых
и мира живых. Автор вспоминает умерших родителей и беспокоится
о судьбе посаженных ими деревьев. Мертвые как бы остаются в
иной форме среди живых. На этом фоне заявление: "А теперь -
мне пора умирать..." воспринимается как ожидаемый закономерный
переход из одного упорядоченного мира в другой, а не бесследное
исчезновение в непредсказуемом хаосе событий. Он словно спускается
из надземного мира Зевса в подземный мир его брата Аида.
7. Принцип хронологической
сопряженности. Наиболее важные события в мире живых и в мире
мертвых протекают одновременно, что угадывается по приметам.
В день смерти матери (точнее - "в ночь") на посаженном ею дереве
"поблекли листы".
Последние два принципа
выражают, в совокупности, пространственно-временную переплетенность
(сплетенность в одно целое) различных "миров" или частей одного
"художественного мира", в котором все взаимопревращается, меняет
облик и никуда не пропадает.
Принципы построения системы
действующих лиц показывают, что ее образцом является какая-то
очень архаическая мифологическая структура. Можно предположить,
что и логика действия будет подчиняться логике мифа.