2. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ ТЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

2.1. Принципы организации

       "Посвящаю моей сестре Анне Алексеевне", - пишет автор сразу после заглавия поэмы. Далее следует небольшой раздел без названия и нумерации. Назовем его авторским предисловием (далее - просто "предисловием"). Оно начинается со слов: "Ты опять упрекнула меня, / Что я с музой моей раздружился...", что выглядит как продолжение разговора с сестрой.
       Сестра, как можно понять, пристально следит за своим братом, поощряя его "дружбу" с Музой и оберегая от превратностей судьбы: "Знаю я, чьи молитвы и слезы / Роковую стрелу отвели...". Такая сестра - настоящий ангел-хранитель своего брата.
       Не удивительно, что подобная верность и преданность вызывает ответные чувства. Брат все больше охладевает к Музе, а свою "последнюю песню" посвящает сестре:

Присмиревшую музу мою
Я и сам неохотно ласкаю...
Я последнюю песню мою
Для тебя - и тебе посвящаю.

       Заканчивая "предисловие", автор вспоминает своего отца и мать и посаженные ими деревья: "Старый дуб, что посажен отцом, / И ту иву, что мать посадила...", особо подчеркивая "странную связь" между ивой и матерью: "На которой поблекли листы / В ночь, как бедная мать умирала...".
       На первый взгляд может показаться, что "предисловие" не связано с основным текстом поэмы, но это впечатление сразу изменится, как только мы ответим на вопрос: как устроена система действующих лиц, каковы их имена и роли? Оказывается, функциональные роли действующих лиц поэмы и структура отношений между ними намечены уже в "предисловии". Поэтому анализ этой структуры позволяет продемонстрировать принципы организации системы действующих лиц с достаточной полнотой.
        Первая пара действующих лиц - "брат" и "сестра", становится известной из авторского посвящения. "Сестра" называется по имени-отчеству, а имя "брата" остается неизвестным. Неизвестным, потому что мы различаем реального автора текста - Николая Алексеевича Некрасова и автора-повествователя. Автор-повествователь - это одна из ролей, разыгрываемых в тексте реальным автором. Реальный автор обычно выступает от лица главного героя и под его именем, а не как безличный комментатор. Поэтому нет никаких оснований считать, что у "сестры Анны" есть "брат Николай". Можно только предполагать, что у не названного по имени "брата" и "сестры Анны" один отец - Алексей. Не выходя во внетекстовый контекст, будем называть этого "брата" по отчеству - Алексеич.
       Вторая пара действующих лиц - "мать" и "отец". Имя "отца" легко реконструируется из вышеупомянутого отчества "сестры", а имя "матери" не упоминается.
Третья пара действующих лиц не столь очевидна. Их имена совпадают с наименованием функциональных ролей. Но учитывая отношения, в которые вступает с ними лирический герой (автор-повествователь), можно сказать, что его "друг" - Муза, а "враг" - Рок. (Выражение "роковая стрела" можно понять как "стрела Рока").
       Неизвестно, чем автор-повествователь так прогневал Судьбу, что она приговорила (рок-пророчество-приговор) его к смерти. Орудие казни (стрела) наводит на мысль, что это был Аполлон. Согласно греческой мифологии, причиной внезапной смерти мужчин служили стрелы Аполлона. Не "дружба" ли Алексеича с одной из девяти Муз прогневала божественного певца? Отклонить стрелу Аполлона могло вмешательство Афины-паллада или другого божества, равного ей по могуществу. Наконец, стрела могла быть названа "роковой" по какой-то иной причине.
       Так или иначе, "брата" и "сестру" нельзя отнести к "простым людям". Они занимают своеобразное промежуточное положение между миром бессмертных и миром смертных с одной стороны, и миром живых и миром мертвых - с другой. Как смертные, они противостоят Аполлону и Музе и одновременно - как бы сливаются с ними в главных функциях, а как еще живые - противостоят умершим родителям и готовятся вскоре присоединиться к ним.
       Анализ отношений в этой группе персонажей позволяет выделить следующие принципы построения системы действующих лиц. Перечислим их, не придавая абсолютного значения порядку и наименованию.
       1. Принцип парности. Функциональные роли (или ролевые функции) действующих лиц всегда парные. Шесть вышеупомянутых персонажей образуют три пары: "брат и сестра", "отец и мать", "Рок и Муза".
       2. Принцип диссимметрии. Пары составлены из персонажей одного ранга, но разного "пола" (или хотя бы грамматического рода). Соблюдение этого принципа выражается еще и в том, что "сестра" отводит от "брата" "стрелы Рока", а не "удары Судьбы".
       3. Принцип градации (или иерархического соподчинения). Пары различаются "по возрасту", "социальному статусу" и т.п., что позволяет представить их как ступеньки одной "лестницы". "Брат и сестра", в данном случае - младшее поколение, а "отец и мать" - старшее. Муза и Рок - представители высших сил, а все прочие - простые смертные.
       4. Принцип связности. Между членами одной и соседствующих пар прослеживаются связи самых различных жанров. Связи могут быть как реальными (родство, дружба и т.п.), так и идеальными (тождества, различия). Это порождает, в совокупности, сквозные линии, а при пересечении разножанровых связей - замкнутые круги сходств. "Мужскую линию", например, составляют Рок, "отец" и "брат", а "женскую" - Муза, "мать" и "сестра". Замкнутое круговое сходство возникает, когда свою "сестру", с которой у автора "кровнородственная" связь, он называет "другом": "Милый друг, поняла ты давно...", а с Музой ведет себя так, словно она и есть его родственница (или любовница): "Присмиревшую музу мою / Я и сам неохотно ласкаю...".
       5. Принцип безымянности. Некоторые действующие лица (как правило, это исполнители женских ролей) остаются безымянными. Поэтому правильнее говорить о принципе избирательной женской безымянности. В тексте "предисловия" не упоминается ни одного имени. Строго говоря, у нас нет полной уверенности, что "сестра Анна Алексеевна" и "милый друг", к которому обращается автор, это одно и то же лицо. Но даже если это и так, то восстановить по этому признаку можно только имя отца и отчество сына. Имя матери остается неизвестным.
       6. Принцип пространственной смежности. В данном случае речь идет о соседстве мира мертвых и мира живых. Автор вспоминает умерших родителей и беспокоится о судьбе посаженных ими деревьев. Мертвые как бы остаются в иной форме среди живых. На этом фоне заявление: "А теперь - мне пора умирать..." воспринимается как ожидаемый закономерный переход из одного упорядоченного мира в другой, а не бесследное исчезновение в непредсказуемом хаосе событий. Он словно спускается из надземного мира Зевса в подземный мир его брата Аида.
        7. Принцип хронологической сопряженности. Наиболее важные события в мире живых и в мире мертвых протекают одновременно, что угадывается по приметам. В день смерти матери (точнее - "в ночь") на посаженном ею дереве "поблекли листы".
       Последние два принципа выражают, в совокупности, пространственно-временную переплетенность (сплетенность в одно целое) различных "миров" или частей одного "художественного мира", в котором все взаимопревращается, меняет облик и никуда не пропадает.
       Принципы построения системы действующих лиц показывают, что ее образцом является какая-то очень архаическая мифологическая структура. Можно предположить, что и логика действия будет подчиняться логике мифа.

На главную страницу
 
На следующую страницу
 
Хостинг от uCoz