2.2. Порядок появления основного состава

       Действующие лица поэмы появляются, большей частью, как безымянные персонажи. Их имена становятся известными позднее или остаются неизвестными.
       Самым первым появляется "савраска", крестьянский конь:

Савраска увяз в половине сугроба -
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.

       Кличка коня по масти является, фактически, его "именем", поэтому будем записывать ее, в качестве имени, с большой буквы.
      Следом говорится о "старухе", им управляющей:

Старуха в больших рукавицах
Савраску сошла понукать.

       Только шесть глав спустя, в седьмой, становится понятно, что "старуха" - это мать Прокла, везущая гроб для своего сына. Ее имя так и остается неизвестным, поэтому слово "старуха", записанное с большой буквы будем считать именем этой женщины.
       Далее, во второй главе, автор описывает семью покойного:

В избушке - теленок в подклети,
Мертвец на скамье у окна;
Шумят его глупые дети,
Тихонько рыдает жена.

       Имя "мертвеца" называется только в шестой главе. Его случайно произносит "старик" (отец), копающий могилу для умершего сына: "Не мне б эту яму копать! / (У старого вырвалось слово) / Не Проклу бы в ней почивать...".
       Имена "глупых детей" становятся известны из 8-ой главы: "К соседке свели ночевать / Зазябнувших Машу и Гришу...", а "рыдающую жену" покойного автор называет, наконец, "вдовой" и по имени только в 10-ой главе: "А Дарья, вдова молодая, /
Проведать ребяток пошла".
       Имя самого "старика" прямо не сообщается, но в 14-й главе, из уважительного обращении к покойному по имени-отчеству: "Мир тебе, Прокл Севастьяныч!" можно догадаться, что отца зовут Севастьян. На имя "старухи" (матери) не появляется и такого намека.
       Приведенные примеры показывают, что автор придерживается принципа исходной анонимности действующих лиц. Их имена и роли проясняются постепенно и могут быть правильно поняты только в самом конце действия. Такой порядок появления основного состава заставляет читателя с самого начала создавать собственные версии наблюдаемых событий, которые либо подтверждаются в дальнейшем, либо отвергаются. С какой целью автор так активно вовлекает читателя в сотворчество?
       Вероятно, с целью провокации на создание собственных виртуальных текстов. На их фоне первый авторский может оказаться (показаться) не лучшим вариантом. "Не лучшим" в том смысле, что собственный вариант представляется если даже и менее искусным, то более понятным и пригодным для пересказа. Пересказывая собственные версии текста, читатель неизбежно ссылается на авторскую, способствуя, тем самым, ее дальнейшему распространению.
       Мы не уверены, что Некрасов сознательно применял этот прием, более подходящий для какого-нибудь сверхнового направления, но абсолютно убеждены, что в классической литературе уже содержатся, в зародыше, все те "модернистские" тенденции, развитие которых наблюдается в наше время.

2.3. Список действующих лиц

       По сравнению с "предисловием", число пар действующих лиц возрастает с трех до пяти (табл.1), но система отношений остается прежней: бессмертные противостоят смертным, а смертные подразделяются на еще живых и уже умерших. Общее количество пар возрастает за счет того, что число поколений одной семьи увеличивается с двух до трех и добавляется новая категория "божьих людей". Рассмотрим внимательно каждую пару.

Таблица 1

Cписок основных действующих лиц в поэме
Н.А.Некрасова "Мороз, красный нос"

Категории Роли
Мужские Женские
1. Мифологические персонажи Мороз Славянка (безым.)
2. "Божьи люди" Юродивый (Пахом) Схимница (безым.)
3. Крестьянская семья
3.1. Престарелые родители
"Старик" (Севастьян) "Старуха" (безым.)
3.2. Муж и жена Прокл Дарья
3.3. Дети Григорий Мария

 

На главную страницу
 
На следующую страницу
 
Хостинг от uCoz