3. СТУПЕНЬКИ ЛЕСТНИЦЫ

3.1. Первая пара: Мороз и Славянка

3.1.1.  Имена.
       Первую пару главных действующих лиц, следуя авторскому наименованию, можно назвать "Мороз, красный нос" и "тип величавой славянки". Мороз - известное старинное русское имя, а прозвище "красный нос" со временем могло дать начало фамилиям Краснов, Носов и т.п. Можно сказать, что мужской персонаж здесь назван по имени и "фамилии". А по отношению к женскому автор остается верен принципу избирательной безымянности и не называет по имени даже ту конкретную представительницу этого "типа", которую он видел воочию: "Я видывал как она косит...". Будем называть, для простоты, красноносого Мороза - Морозом, а "величавую славянку" - Славянкой.        Члены первой пары основного состава служат достойной, а главное - эквивалентной заменой Рока и Музы. Мороз - тот же Рок для крестьянской семьи Прокловых. Его "ледяные стрелы" сражают сначала - мужа, а затем - жену. А Славянка - та же Муза. Она явно вытесняет из сознания автора свою "присмиревшую" предшественницу. Достаточно сказать, что четвертая глава, в которой дано развернутое описание образа "величавой славянки" является самой крупной во всей поэме. Ее объем  втрое  превосходит средний размер глав этого произведения. Что, кроме истинного вдохновения, могло побудить автора настолько превысить средний уровень?       Эквивалентность замены видится еще и в том, что Рок и Мороз являются языческими божествами. Их реликтовые образы давно законсервированы в мифологическом слое сознания, что особенно удобно для исследования его глубинных архетипических структур. На этом уровне они видны почти непосредственно. Поэтому первую пару действующих лиц мы относим к категории мифологических персонажей.

3.1.2.  Мороз.
       Мифологичность образа "деда Мороза" не вызывает сомнения. Достаточно очевидна и его архетипическая структура. Главный и наиболее яркий его признак, упоминаемый в поэме - красный нос - прямо указывает своим цветом на особую близость к Огню, а формой - на один из элементов комплекса плодородия. Дополнительными признаками огненной природы этого существа служат красный цвет одежд и "жгучие" ощущения, возникающие от его прикосновений. А к элементам комплекса плодородия относятся, кроме того, узловатая палка в руке, глубокие сугробы, им наметаемые (они превращаются весной в животворную влагу), а главное - ожидание щедрых даров, связанное с его появлением.
       В традиционном образе деда Мороза трудно не узнать верховное языческое божество, повелевающее всеми стихиями, жизнью и смертью и совмещающее в себе полярные "физические" и "душевные" качества. Таким и выведен Мороз, красный нос в одноименной поэме Некрасова.
       На его верховное положение указывает титул ("воевода"), знаки власти ("булава" в руке), то, как он называет свои владенья ("царство мое") и мн. др. Прямо говорится о безусловной власти его над стихиями: "Метели, снега и туманы / Покорны морозу всегда...", о его строительных способностях, превосходящих человеческие возможности: "Пойду на моря-окияны - / Построю дворцы изо льда. // Задумаю - реки большие / Надолго упрячу под гнет, / Построю мосты ледяные, / Каких не построит народ...".
       Серьезная "созидательная деятельность" сочетается в нем с любовью к шуткам, от которых буквально кровь стынет в жилах: "Люблю я в глубоких могилах / Покойников в иней рядить, / И кровь вымораживать в жилах, / И мозг в голове леденить". В свете вышеизложенного становится очевидно, что под славянским именем Мороз скрывается персонаж, известный в мифологии как Отец-Небо.

На главную страницу
 
На следующую страницу
 
Хостинг от uCoz