3.1.4. Семейное сходство.
Итак, Славянка, подобно
Морозу,Во-первых, их отличает "высота положения". Мороз
не только "воевода", но и "царь", что следует из его собственных
слов "царство мое", "поцарствуем вместе" и т.п. И поведение
"славянок" (выражение лица, походка, взгляд) указывает
на этот же "социальный статус":
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...
Но если у Мороза
эта "высота положения" явная, то у "славянок" - подразумеваемая.
Они не столько возвышаются над "народом", сколько не смешиваются
с ним: "Идут они той же дорогой, / Какой весь народ наш
идет, / Но грязь обстановки убогой / К ним словно не липнет...".
Это означает, что при всем внешнем сходстве с людьми,
они отличаются от них по своей "природе". Так фторопластовая
непригорающая сковорода отличается от обычной, чугунной.
Во-вторых, оба демонстрируют
"сверхчеловеческую силу", причем силу инерции. Они останавливают,
образно выражаюсь, "движение жизни": Славянка - бегущего
коня, Мороз - струящейся воды.
В-третьих, оба удивительно
красивы. "Цветет // Красавица, миру на диво, / Румяна,
стройна, высока...", - пишет автор, отмечая цветущий вид
Славянки и ее высокий рост. Сходные качества называет
у себя Мороз:
"Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?.."
Образы Славянки
и Мороза словно списан с портрета древнегреческих богов,
главные достоинства которых - Красота и Сила, а также
способность к превращению в другие существа и бессмертие.
В-четвертых, оба
выказывают какую-то особую близость (сродство) к Огню,
причем и к световым, и к тепловым его проявлениям.
Соединенность со
Светом проявляется в том, что движение Славянки напоминает
движение Солнца по небосклону: "Пройдет - словно солнце
осветит!". И шагающий Мороз показан в соединении с Солнцем:
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Не его борода блестит
на солнце, а именно в ней просвечивает Солнце как в пушистых
перистых облаках. Такая трактовка представляется более
правильной, если учитывать размеры существа, шагающего
"по деревьям", как по траве.
Сродство к Теплу
у Славянки проявляется как необычная ее термоустойчивость.
Для того, чтобы войти "в горящую избу", одного только
мужества и отваги недостаточно. Каждый, кому доводилось
находиться поблизости от горящего деревянного строения
знает, что исходящий жар зажигает одежду на любом, подошедшем
достаточно близко. Чтобы приблизиться к пылающему строению
и войти в него, надо обладать качествами Огня, а не человека.
Холод - это инвертированная
форма Тепла, а Мороз - Жары. Способность "замораживать"
показывает полноту власти над Огнем в своеобразном зеркальном
отражении.
В-пятых, оба "неисчерпаемо
богаты". На это качество Славянки указывают "зрячие":
"Посмотрит - рублем подарит!". А Мороз сам о себе рассказывает:
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
Добавим еще, что
"богатство" обоих складывается как бы из двух частей -
"денег" и "драгоценностей". У Славянки это "рубли" (взгляды)
и "перлы" (зубы): "Красивые, ровные зубы, / Что крупные
перлы у ней...". Можно сказать, что "деньги и драгоценности"
- составные ее части.
На большое количество
"денег" У Мороза ассоциативно намекает слово "казна".
А в перечне принадлежащий ему "драгоценностей" называются
те же "перлы" ("жемчуг"). Все "богатства" Мороза - тоже
неотъемлемые его признаки.
Совпадает и способ
распоряжения своим богатством, который можно назвать "щедрой
расточительностью". Это лишний раз подчеркивает сходство
"природы" главных героев, но присутствуют и "сезонные"
различия. Славянка щедро одаривает окружающих "рублями"
(яркими взлядами, лучистыми как солнце) , а свои "перлы"
(белые зубы, блестящие как снег?) прячет до поры: "Но
строго румяные губы / Хранят их красу от людей...". Мороз
же, напротив, выставляет на всеобщее обозрение "алмазы,
жемчуг, серебро" (уже "кусается"?). Возможно, сходство
набора примет обусловлена амбивалентностью персонажей,
а различия связаны с противопоставлением "летней" Земли
"зимнему" Небу.
В-шестых, оба отличаются
незаурядной трудоспособностью. О "строительной деятельности"
Мороза, изумляющей своими масштабами, говорилось выше.
Трудовые усилия Дарьи тоже поражают воображение: "Я видывал
как она косит: / Что взмах - то готова копна!"
В-седьмых, оба преображаются
до неузнаваемости, когда начинают веселиться после работы.
Описывая свои развлечения, Мороз, в частности, признается:
"Люблю я в вечернюю пору / Затеять в лесу трескотню. //
Бабенки, пеняя на леших, / Домой удирают скорей". Он как
бы "оборачивается лешим", т.е. принимает новый облик.
Примечательно, что этот облик (сильно заросший человек,
напоминающий крупного лесного зверя) очень напоминает
"крестьянку" с распущенными волосами.
По праздникам неузнаваемо
преображается и Славянка:
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Можно представить,
что "улыбка веселья" действует подобно весеннему солнцу,
снимающему ледяной панцирь с реки: "застывшее" лицо становится
подвижным, поэтому неузнаваемым.
Семь примет "семейного
сходства" Мороза и Славянки позволяют рассматривать их
как ближайших родственников из одной "космической семьи"
или даже как ее основателей. Они составляют пару "брат"
и "сестра", либо "отец" и "мать".
Совпадение
образов по такому количеству примет едва ли случайность.
Скорее, это свидетельство определенной трафаретности мышления
автора, заставляющей его использовать для характеристики
персонажей один и тот же набор признаков. Закономерно
поставить вопрос: откуда взялся этот набор?
Принимая во внимание
исторический период, на который пришлось время жизни и
творчества Н.А.Некрасова, а также условия образования
и воспитания, логично допустить, что на формирование "трафаретного
набора" элементов его сознания особое влияние оказали
три источника: а) греческая мифология, б) народные верования,
в) христианское вероучение. Влияние последнего наиболее
ощутимо в специфической деформации, которую претерпел
образ Славянки.