3.1.4.  Семейное сходство.
       Итак, Славянка, подобно Морозу,Во-первых, их отличает "высота положения". Мороз не только "воевода", но и "царь", что следует из его собственных слов "царство мое", "поцарствуем вместе" и т.п. И поведение "славянок" (выражение лица, походка, взгляд) указывает на этот же "социальный статус":

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...

       Но если у Мороза эта "высота положения" явная, то у "славянок" - подразумеваемая. Они не столько возвышаются над "народом", сколько не смешиваются с ним: "Идут они той же дорогой, / Какой весь народ наш идет, / Но грязь обстановки убогой / К ним словно не липнет...". Это означает, что при всем внешнем сходстве с людьми, они отличаются от них по своей "природе". Так фторопластовая непригорающая сковорода отличается от обычной, чугунной.
       Во-вторых, оба демонстрируют "сверхчеловеческую силу", причем силу инерции. Они останавливают, образно выражаюсь, "движение жизни": Славянка - бегущего коня, Мороз - струящейся воды.
       В-третьих, оба удивительно красивы. "Цветет // Красавица, миру на диво, / Румяна, стройна, высока...", - пишет автор, отмечая цветущий вид Славянки и ее высокий рост. Сходные качества называет у себя Мороз:

"Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?.."

       Образы Славянки и Мороза словно списан с портрета древнегреческих богов, главные достоинства которых - Красота и Сила, а также способность к превращению в другие существа и бессмертие.
       В-четвертых, оба выказывают какую-то особую близость (сродство) к Огню, причем и к световым, и к тепловым его проявлениям.
       Соединенность со Светом проявляется в том, что движение Славянки напоминает движение Солнца по небосклону: "Пройдет - словно солнце осветит!". И шагающий Мороз показан в соединении с Солнцем:

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

       Не его борода блестит на солнце, а именно в ней просвечивает Солнце как в пушистых перистых облаках. Такая трактовка представляется более правильной, если учитывать размеры существа, шагающего "по деревьям", как по траве.
       Сродство к Теплу у Славянки проявляется как необычная ее термоустойчивость. Для того, чтобы войти "в горящую избу", одного только мужества и отваги недостаточно. Каждый, кому доводилось находиться поблизости от горящего деревянного строения знает, что исходящий жар зажигает одежду на любом, подошедшем достаточно близко. Чтобы приблизиться к пылающему строению и войти в него, надо обладать качествами Огня, а не человека.
       Холод - это инвертированная форма Тепла, а Мороз - Жары. Способность "замораживать" показывает полноту власти над Огнем в своеобразном зеркальном отражении.
       В-пятых, оба "неисчерпаемо богаты". На это качество Славянки указывают "зрячие": "Посмотрит - рублем подарит!". А Мороз сам о себе рассказывает:

Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

       Добавим еще, что "богатство" обоих складывается как бы из двух частей - "денег" и "драгоценностей". У Славянки это "рубли" (взгляды) и "перлы" (зубы): "Красивые, ровные зубы, / Что крупные перлы у ней...". Можно сказать, что "деньги и драгоценности" - составные ее части.
       На большое количество "денег" У Мороза ассоциативно намекает слово "казна". А в перечне принадлежащий ему "драгоценностей" называются те же "перлы" ("жемчуг"). Все "богатства" Мороза - тоже неотъемлемые его признаки.
       Совпадает и способ распоряжения своим богатством, который можно назвать "щедрой расточительностью". Это лишний раз подчеркивает сходство "природы" главных героев, но присутствуют и "сезонные" различия. Славянка щедро одаривает окружающих "рублями" (яркими взлядами, лучистыми как солнце) , а свои "перлы" (белые зубы, блестящие как снег?) прячет до поры: "Но строго румяные губы / Хранят их красу от людей...". Мороз же, напротив, выставляет на всеобщее обозрение "алмазы, жемчуг, серебро" (уже "кусается"?). Возможно, сходство набора примет обусловлена амбивалентностью персонажей, а различия связаны с противопоставлением "летней" Земли "зимнему" Небу.
      В-шестых, оба отличаются незаурядной трудоспособностью. О "строительной деятельности" Мороза, изумляющей своими масштабами, говорилось выше. Трудовые усилия Дарьи тоже поражают воображение: "Я видывал как она косит: / Что взмах - то готова копна!"
      В-седьмых, оба преображаются до неузнаваемости, когда начинают веселиться после работы. Описывая свои развлечения, Мороз, в частности, признается: "Люблю я в вечернюю пору / Затеять в лесу трескотню. // Бабенки, пеняя на леших, / Домой удирают скорей". Он как бы "оборачивается лешим", т.е. принимает новый облик. Примечательно, что этот облик (сильно заросший человек, напоминающий крупного лесного зверя) очень напоминает "крестьянку" с распущенными волосами.
       По праздникам неузнаваемо преображается и Славянка:

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

       Можно представить, что "улыбка веселья" действует подобно весеннему солнцу, снимающему ледяной панцирь с реки: "застывшее" лицо становится подвижным, поэтому неузнаваемым.
       Семь примет "семейного сходства" Мороза и Славянки позволяют рассматривать их как ближайших родственников из одной "космической семьи" или даже как ее основателей. Они составляют пару "брат" и "сестра", либо "отец" и "мать".
        Совпадение образов по такому количеству примет едва ли случайность. Скорее, это свидетельство определенной трафаретности мышления автора, заставляющей его использовать для характеристики персонажей один и тот же набор признаков. Закономерно поставить вопрос: откуда взялся этот набор?
       Принимая во внимание исторический период, на который пришлось время жизни и творчества Н.А.Некрасова, а также условия образования и воспитания, логично допустить, что на формирование "трафаретного набора" элементов его сознания особое влияние оказали три источника: а) греческая мифология, б) народные верования, в) христианское вероучение. Влияние последнего наиболее ощутимо в специфической деформации, которую претерпел образ Славянки.

На главную страницу
 
На следующую страницу
 
Хостинг от uCoz