3.1.5. Христианизация мифа. Напомним, что уже "сестра Анна" как бы совмещает в себе образы Афины-паллады и Ангела-хранителя. Подобно могущественной богине, она отводит стрелу Рока, но не с помощью силы, а "молитвой": "Знаю я, чьи молитвы и слезы / Роковую стрелу отвели...", - говорит "брат". Показательно также, что автор изменил принципу избирательной женской безымянности и назвал "сестру" по имени, означающему, в переводе с древне-еврейского, Благодать. Еще заметнее совмещение мифологических и христианских образов в "личности" Славянки. Славянка не только "плодородна", как почва, но и "трудолюбива": "Ко всякой работе ловка...". Откуда берется это трудолюбие? Ответ подсказывает слово "печать", дважды употребленное автором в характеристике "типа величавой славянки". Выше говорилось о "трудовой печати" на ее лице, а четыре четверостишия спустя упоминается еще одна - "дельности строгой и внутренней силы печать": Не жалок ей нищий убогой - Речь идет,
по всей видимости, об одной и той же "печати", синонимически
именуемой то как "трудовая", то как "печать строгой дельности".
Это не медаль "За трудовую доблесть", которой можно гордиться,
а именно "печать" (оттиск), своеобразное клеймо. Метки
подобного рода служат различным целям, но всегда указывают
на итоговое событие, общий смысл которого - обреченность,
приговоренность, утрата свободы и подчинение, добровольное
или принудительное, чужой воле. На какое же событие дважды
намекает автор? Ответ очевиден: на "печать проклятья",
наложенную на изгнанных из рая Адама и Еву. Сброшенные
с неба на землю, они должны, отныне, "работать в поте
лица". Образ Матери-Земли совмещается в Славянке с образом
праматери Евы. Такого сердечного смеха, В отличие
от Мороза, принимающего устрашающий облик, чтобы попугать
"бабенок" и потешить себя, Славянка, напротив, "утешает"
"мужиков". Это еще не христианское утешение, но от новообращенной
языческой богини трудно ожидать большего. Знаменательно,
что она делает это бескорыстно, т.е. как бы приносит себя
в жертву людям. и далее детализирует ее на таком же бытовом уровне: Всегда у них теплая хата, И последняя сцена,
свидетельствующая о полном обращении язычницы-Славянки
в христианство представлена в двух последних четверостишиях
четвертой главы: Рядком шестилетнего сына Славянка идет в
Храм, на богослужение ("к обедни"), но она шествует одна,
занимая место отца семейства ("пред всею семьей впереди").
Муж, если он есть, плетется позади или стоит в стороне.
|
|||
|
|