3.2. Вторая пара: Юродивый и Схимница
3.2.1. Юродивый.
Эту новую группу персонажей
мы выделяем в категорию "божьих людей". Они занимают как
бы промежуточное положение между бессмертными богами и смертными
людьми и выступают в роли своеобразных вестников грядущих
событий.
Первый из них - "дурак
деревенский". Он попадается навстречу родителям покойного
Прокла, когда они возвращаются вечером домой. Весь день
до этого "старики" были заняты подготовкой к похоронам сына.
Вот как описано, в седьмой главе, появление "дурака", его
внешний облик и поведение:
Деревня еще не открылась,
А близко - мелькает огонь.
Старуха крестом осенилась,
Шарахнулся в сторону конь -
Без шапки, с ногами босыми,
С большим заостренным колом,
Внезапно предстал перед ними
Старинный знакомец Пахом.
Прикрыты рубахою женской,
Звенели вериги на нем;
Постукал дурак деревенский
В морозную землю колом,
Потом помычал сердобольно,
Вздохнул и сказал: "Не беда!
На вас он работал довольно!
И ваша пришла череда!
Мать сыну-то гроб покупала,
Отец ему яму копал,
Жена ему саван сшивала -
Всем разом работу вам дал!.."
Опять помычал - и без цели
В пространство дурак побежал.
Вериги уныло звенели,
И голые икры блестели,
И посох по снегу черкал.
Пахом, оказывается,
"старинный знакомец" крестьянской семьи. Он внезапно появляется
из темноты, чем пугает "старуху" и останавливает, как
можно догадаться, "коня". Савраска "шарахнулся в сторону"
и увяз, вероятно, в сугробе, а Пахом использовал эту короткую
остановку для произнесения довольно странных слов.
Первая странность
состоит уже в том, что он заговорил членораздельно. До
этого он "помычал сердобольно" и после "опять помычал".
Создается впечатление, что обычно Пахом ведет себя как
бессловесная скотина, а тут он вдруг заговорил. Вторая
странность - детальная осведомленность "деревенского дурака"
о происходящем, граничащая со всеведением. Третья - форма
и содержание его речи. По форме она состоит из одних восклицаний
(каждое предложение оканчивается восклицательным знаком),
а по смыслу выражает мстительное удовлетворение. Такое
мог бы сказать соседский конь по поводу смерти хозяйского
жеребца, довольный тем, что хотя бы в соседней семье все
переменилось: отныне не его четвероногий собрат безвозмездно
работает на крестьянскую семью, а люди возвращают долги
его "брату".
Откуда у Пахома все
эти странности? Ссылка на то, что он - "дурак деревенский",
мало что объясняет, а главное, это наименование не вполне
точное. Вериги на теле позволяют считать его не "дураком",
а "убогим" ("божьим человеком"). Подразумевая указанное
значение, назовем этот персонаж, по исполняемой роли,
Юродивым.
Помимо вериг, на
смысл этого образа прямо указывает его внешний вид. Юродивый
выглядит как настоящая карикатура на силача и красавца
Мороза.
Как правило, Мороз
предстает одетым в длинную шубу, шапку и валяные сапоги.
Юродивый показан раздетым: "Без шапки, с ногами босыми...",
причем босоногость подчеркнута: "И голые икры блестели...".
А единственный его наряд - "женская рубаха", служит издевательским
намеком на длиннополую шубу, более обычную для женщин,
чем для мужчин. (Возможно, впрочем, это намек на его бесполость
или напротив - обоеполость).
"Посох" в руке -
это пародически преувеличенный символ "царской власти"
Мороза - "ледяная булава". (Возможно, также, "большим
заостренным колом" он "заостряет" наше внимание на своих
мужских достоинствах, как "женской рубахой" - на женских,
т.е. намекает на ту же обоеполость).
Бесцельные перемещения
"в пространстве", да еще и "бегом", комически повторяют
прежнюю размеренную "сторожевую службу": "Мороз-воевода
дозором / Обходит владенья свои...".
Весьма показательны
различия в форме и содержании "речей" Мороза и Пахома.
Мороз, можно сказать, "идет и поет": "И сам про себя удалую,
/ Хвастливую песню поет...", демонстрируя, тем самым,
верх довольства собой. Пахом - "бежит и мычит", а когда
говорит восклицательными предложениями, то сквозящие в
них мстительные нотки свидетельствует о стойком недовольстве
своим положением.
Различаются они и
"звуковым сопровождением". Мороз, подобно свободным стихиям,
неотличимо проявляется в шуме ветра и плеске вод: "Не
ветер бушует над бором, / Не с гор побежали ручьи...",
а Пахом, подобно каторжнику, распознается по "унылому
звону вериг". Кто же такой Пахом?
По совокупности указанных
сходств и различий можно сделать вывод, что Пахом - родной
брат ( возможно даже - близнец) Мороза. Это объясняются
многие странности его поведения (всеведение, командный
голос, прерывающий "мычание", бессмысленное патрулирование
территории и т.п.) и нынешнее жалкое положение.
Обличье юродивого
скрывает не "божьего человека", а известное языческое
божество (отсюда и характеристика - "старинный знакомец").
Несмотря на большую древность, оно сохранило прежние качества.
На его силу указывает имя Пахом, означающее, в дословном
переводе с греческого, "толстоплечий". На Руси о таких
говорили - "косая сажень в плечах". Этот "Пахом" не только
атлетически сложен, но и необычайно вынослив - он всю
зиму ходит по снегу босиком.
Такая "холодостойкость"
напоминает, по контрасту, "термоустойчивость" Славянки.
Она же вспоминается, когда Пахом "останавливает коня".
Все это, в сочетании с надетой на него "женской рубахой"
- приметы божественного андрогина (существа, сочетающего
в себе мужское и женское начало) способного рождать "из
себя". (Так Зевс из головы родил Афину сразу в полном
вооружении).
Надетые на него "вериги"
дают понять, что языческое божество подверглось христианизации:
прежний кумир повержен ("повязан"). Однако, до полного
"перевоспитания" еще далеко. Он явно не видит "спасенья
в труде" ни для себя, ни для Прокла, а мечтает о восстановлении
своего верховного положения. Поэтому с удовлетворением
отмечает инверсию ситуации: "На вас он работал довольно!
/ И ваша пришла череда!". Это дает надежду на реванш.
А его ревнивое отношение
к семье Прокла наводит на мысль: уж не братья ли они?