3.2. Вторая пара: Юродивый и Схимница

3.2.1. Юродивый.
       Эту новую группу персонажей мы выделяем в категорию "божьих людей". Они занимают как бы промежуточное положение между бессмертными богами и смертными людьми и выступают в роли своеобразных вестников грядущих событий.
       Первый из них - "дурак деревенский". Он попадается навстречу родителям покойного Прокла, когда они возвращаются вечером домой. Весь день до этого "старики" были заняты подготовкой к похоронам сына. Вот как описано, в седьмой главе, появление "дурака", его внешний облик и поведение:
 
Деревня еще не открылась,
А близко - мелькает огонь.
Старуха крестом осенилась,
Шарахнулся в сторону конь -

Без шапки, с ногами босыми,
С большим заостренным колом,
Внезапно предстал перед ними
Старинный знакомец Пахом.

Прикрыты рубахою женской,
Звенели вериги на нем;
Постукал дурак деревенский
В морозную землю колом,

Потом помычал сердобольно,
Вздохнул и сказал: "Не беда!
На вас он работал довольно!
И ваша пришла череда!

Мать сыну-то гроб покупала,
Отец ему яму копал,
Жена ему саван сшивала -
Всем разом работу вам дал!.."

Опять помычал - и без цели
В пространство дурак побежал.
Вериги уныло звенели,
И голые икры блестели,
И посох по снегу черкал.

       Пахом, оказывается, "старинный знакомец" крестьянской семьи. Он внезапно появляется из темноты, чем пугает "старуху" и останавливает, как можно догадаться, "коня". Савраска "шарахнулся в сторону" и увяз, вероятно, в сугробе, а Пахом использовал эту короткую остановку для произнесения довольно странных слов.
       Первая странность состоит уже в том, что он заговорил членораздельно. До этого он "помычал сердобольно" и после "опять помычал". Создается впечатление, что обычно Пахом ведет себя как бессловесная скотина, а тут он вдруг заговорил. Вторая странность - детальная осведомленность "деревенского дурака" о происходящем, граничащая со всеведением. Третья - форма и содержание его речи. По форме она состоит из одних восклицаний (каждое предложение оканчивается восклицательным знаком), а по смыслу выражает мстительное удовлетворение. Такое мог бы сказать соседский конь по поводу смерти хозяйского жеребца, довольный тем, что хотя бы в соседней семье все переменилось: отныне не его четвероногий собрат безвозмездно работает на крестьянскую семью, а люди возвращают долги его "брату".
       Откуда у Пахома все эти странности? Ссылка на то, что он - "дурак деревенский", мало что объясняет, а главное, это наименование не вполне точное. Вериги на теле позволяют считать его не "дураком", а "убогим" ("божьим человеком"). Подразумевая указанное значение, назовем этот персонаж, по исполняемой роли, Юродивым.
       Помимо вериг, на смысл этого образа прямо указывает его внешний вид. Юродивый выглядит как настоящая карикатура на силача и красавца Мороза.
       Как правило, Мороз предстает одетым в длинную шубу, шапку и валяные сапоги. Юродивый показан раздетым: "Без шапки, с ногами босыми...", причем босоногость подчеркнута: "И голые икры блестели...". А единственный его наряд - "женская рубаха", служит издевательским намеком на длиннополую шубу, более обычную для женщин, чем для мужчин. (Возможно, впрочем, это намек на его бесполость или напротив - обоеполость).
       "Посох" в руке - это пародически преувеличенный символ "царской власти" Мороза - "ледяная булава". (Возможно, также, "большим заостренным колом" он "заостряет" наше внимание на своих мужских достоинствах, как "женской рубахой" - на женских, т.е. намекает на ту же обоеполость).
       Бесцельные перемещения "в пространстве", да еще и "бегом", комически повторяют прежнюю размеренную "сторожевую службу": "Мороз-воевода дозором / Обходит владенья свои...".
       Весьма показательны различия в форме и содержании "речей" Мороза и Пахома. Мороз, можно сказать, "идет и поет": "И сам про себя удалую, / Хвастливую песню поет...", демонстрируя, тем самым, верх довольства собой. Пахом - "бежит и мычит", а когда говорит восклицательными предложениями, то сквозящие в них мстительные нотки свидетельствует о стойком недовольстве своим положением.
       Различаются они и "звуковым сопровождением". Мороз, подобно свободным стихиям, неотличимо проявляется в шуме ветра и плеске вод: "Не ветер бушует над бором, / Не с гор побежали ручьи...", а Пахом, подобно каторжнику, распознается по "унылому звону вериг". Кто же такой Пахом?
       По совокупности указанных сходств и различий можно сделать вывод, что Пахом - родной брат ( возможно даже - близнец) Мороза. Это объясняются многие странности его поведения (всеведение, командный голос, прерывающий "мычание", бессмысленное патрулирование территории и т.п.) и нынешнее жалкое положение.
       Обличье юродивого скрывает не "божьего человека", а известное языческое божество (отсюда и характеристика - "старинный знакомец"). Несмотря на большую древность, оно сохранило прежние качества. На его силу указывает имя Пахом, означающее, в дословном переводе с греческого, "толстоплечий". На Руси о таких говорили - "косая сажень в плечах". Этот "Пахом" не только атлетически сложен, но и необычайно вынослив - он всю зиму ходит по снегу босиком.
       Такая "холодостойкость" напоминает, по контрасту, "термоустойчивость" Славянки. Она же вспоминается, когда Пахом "останавливает коня". Все это, в сочетании с надетой на него "женской рубахой" - приметы божественного андрогина (существа, сочетающего в себе мужское и женское начало) способного рождать "из себя". (Так Зевс из головы родил Афину сразу в полном вооружении).
       Надетые на него "вериги" дают понять, что языческое божество подверглось христианизации: прежний кумир повержен ("повязан"). Однако, до полного "перевоспитания" еще далеко. Он явно не видит "спасенья в труде" ни для себя, ни для Прокла, а мечтает о восстановлении своего верховного положения. Поэтому с удовлетворением отмечает инверсию ситуации: "На вас он работал довольно! / И ваша пришла череда!". Это дает надежду на реванш.
       А его ревнивое отношение к семье Прокла наводит на мысль: уж не братья ли они?

На главную страницу
 
На следующую страницу
 
Хостинг от uCoz