3.3. Третья пара: Старик и Старуха
Престарелые родители
Прокла описаны очень скупо. У "старухи" - матери нет ни
имени, ни облика и только "старик" - отец представлен более
отчетливо. Но поскольку и его имя прямо не называется, будем
называть его Старик.
Впервые мы видим
его на кладбище, во время выбора удобного места для могилы
("Чтоб солнце играло кругом"). Примечателен его внешний
вид:
В снегу до колен его ноги,
В руках его заступ и лом,
Вся в инее шапка большая,
Усы, борода в серебре.
Недвижно стоит, размышляя,
Старик на высоком бугре.
Так мог бы выглядеть Юродивый,
если бы оделся и прихватил "заступ" (лопату с короткой
поперечиной сверху).
Рядом со Стариком появляется
Ворона:
Ворона к нему подлетела,
Потыкалась носом, прошлась:
Земля как железо звенела -
Ворона ни с чем убралась...
Не тот ли это Ворон,
который еще позавчера "сидел на кресте золоченом" у стен
монастыря? Не его ли появление так напугало Дарью? Похоже,
что "нечистая сила" продолжает внимательно следить за
ходом cобытий ("держать их под контролем", как это сейчас
называется).
Превращение Ворона в Ворону
объясняется принципом диссимметрии, которого придерживается
автор при составлении пар: они должны отвечать схеме "Он
и Она" хотя бы грамматически. Новая пара "Старик и Ворона"
диссимметрична прежней - "Дарья и Ворон".
Но еще более примечательно
действие, выполняемое Стариком. Символически, оно
воспроизводит отцовскую функцию, но по смыслу прямо противоположно:
Из рук его выскользнул лом
И в белую яму скатился,
Старик его вынул с трудом.
Столь же противоположны,
по "материнскому смыслу", действия Старухи: она не зачинает
и вынашивает младенца, а покупает и привозит гроб для
умершего сына.
Повторение "родительских"
действий по отношению к умершим детям свидетельствует
не просто о нарушении естественного хода событий ("распаде
связи времен"): оно указывает на произошедший сдвиг
во времени. Старшее поколение заполняет собой разрыв
между прошлым и будущим, наступивший в результате выпадения
настоящего - гибели взрослых детeй "в расцвете сил".
3.4. Четвертая пара: Прокл и Дарья
3.4.1. Братья славяне.
О внешности Прокла
в тексте поэмы имеется три свидетельства. Во-первых, покойного,
лежащего "на белом сосновом столе" и уже "обряженного",
описывает сам автор:
Лежит неподвижный, суровый,
С горящей свечой в головых,
В широкой рубахе холщовой
И в липовых новых лаптях.
Большие, с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо - и до рук борода...
Обратим внимание на "Красивое,
чуждое муки / Лицо...".
Во-вторых, Дарья,
вспоминая его еще живого и здорового, отмечает его силу:
"Сила-то в нем богатырская...".
В-третьих, со слов
рыдающей родни мы узнаем, что помимо красоты и силы, он
превосходил окружающих еще и ростом: "Пригожеством, ростом
и силой / Ты ровни в селе не имел", т.е. и метрические
размеры его были выше средних.
Суммируя сказанное,
можно сделать вывод, что Прокл - языческое божество, обращенное
в христианство. Он сохранил первые два из четырех прежних
отличительных признаков - Красоту и Силу (и связанные
с этим несколько более крупные размеры тела), но утратил
способность к Oборотничеству (превращению в другие существа)
и Бессмертие.
Впрочем, из причитаний
"родни" создается впечатление, что прежние способности
утрачены не окончательно. Обвинением в сохранении языческих
привязанностей звучат следующие слова:
Что ж мало гулял ты по свету?
За что нас покинул, родной?
Одумал ты думушку эту,
Одумал с сырою землей -
Одумал - а нам оставаться
Велел во миру сиротам...
Прокла обвиняют, по существу,
в том, что он не умер естественной смертью, как положено
христианину, а предварительно сговорился с "сырой землей",
чтобы "дезертировать" с ее поверхности и укрыться в материнском
лоне. К нему обращаются так, словно он только притворился
мертвым, только приготовисля "сбежать" из новой семьи
в старую. Поэтому звучит призыв вернуться ("встать") и
доделать, ради жены и детей, уже начатую работу:
Ее не жалеешь ты, бедной,
Детей не жалеешь... Вставай!
С полоски своей заповедной
По лету сберешь урожай!
Насколько основательны
обвинения "родни" в том, что Прокл пытается уклониться
от исполнения главной "заповеди" - работать "в поте лица?
Внешнее сходство Мороза, Пахома и Прокла наводит на мысль,
что все они братья. Невольно вспоминаются три брата, живущих
на земле с незапамятных времен - Зевс, Посейдон и Аид,
сыновья Хроноса. Так древние греки визуализировали для
себя одну из структур сознания - архетип троичной организации.
В христианстве это образ Св.Троицы. В личной мифологии
Некрасова эта же структура получила "комбинированное"
(точнее - химерическое) отображение. Греческие боги и
герои были им "русифицированы" и частично обращены в христианство.
Это и заложило основы будущего конфликта.
Меньше всего изменился
Зевс. При переносе на русскую почву он получил новое имя
Мороз и сохранил верховную власть.
Сильнее других пострадал
Посейдон. На русской равнине, напоминающей море только
своей широтой, он оказался не у дел. От его трезубца остался
один "заостренный кол", а сеть, которой он ловил рыбу,
превратилась в сеть для ловли человеков. В нее он сам
и попал, о чем свидетельствуют надетые на него вериги.
Под именем Пахом, намекающим на былую силу и могущество,
он бродит, как и прежде, босиком. Такой способ передвижения
по застывшей земле еще больше превращает его в подвижника,
но чисто внешне. Он не простил обид, на что указывает
мстительная тональность его речей. Его нынешнее уничижение
- паче гордости.
Наиболее гармоничные перемены
произошли с Аидом. Он принял христианство, но сохранил
красоту и силу греческого бога (и несколько более крупные,
по сравнению с обычным человеком, размеры). Остался ли
у него интерес к подземному царству (царству мертвых),
которым он когда-то владел, вопрос дискуссионный. Возможно,
подозрения "родни" не безосновательны, но причина его
смерти, как нам представляется, в другом. Это конфликт
со старшим братом - Морозом. (Разделение братьев по "старшинству"
- чистая условность, введенная для удобства).
Мог ли Мороз спокойно наблюдать
за "семейной жизнью" Прокла, опутанного невидимыми цепями
не менее прочно, чем Пахом - железными? Разве не пределом
морального и физического унижения и показателем полной
потери чести и достоинства выглядела, в глазах языческого
божества, повседневная "трудовая деятельность" младшего
брата? Даже Пахом, образец христианского смирения и самоотречения,
высказывал "дурацкую" мысль, что Прокл "перетрудился"
на семью. Стоит ли удивляться, после этого, что Мороз
предпринял все, от него зависящее, чтобы вернуть брата
в родной дом - Aид?
Далеко не сразу, как мы
видели, но это ему удалось. Прокл оказался сначала - в
белом (надо полагать), сугробе, затем - "на белом
сосновом столе", причем в "рубахе холщовой" (из выбеленного
холста?) и наконец - "в белой яме". (Тени в царстве Аида
- белые, потому что смерть, по представлениям древних
греков, наступала от потери крови).
Судя по длине бороды :
"до (кистей) рук", он не такой уж молодой. Ему далеко
за двадцать, но едва ли за сорок. Вероятнее всего, лет
30-35. Совпадение с предполагаемым возрастом Христа едва
ли преднамеренное.
А кто же такие, в этом
мифологическом контексте, родители Прокла? Это подручные
Харона, помогающие переправе через Стикс. Они встречаются
на "том" берегу, где выкопана могила и куплен гроб и переправляются
через "речку" на "этот", где находится непогребенный покойник:
В овраге, у речки Желтухи,
Старик свою бабу нагнал
И тихо спросил у старухи:
"Хорош ли гробок-то попал?"
О цвете воды Стикса нет достоверных
сведений. Возможно, что автор прав - она желтая.
Они выступают и в роли
проводников в царство мертвых, шествуя впереди похоронной
процесии: "Чу! два похоронных удара! <...> Убитая,
скорбная пара, / Шли мать и отец впереди...".
Не случайно они бесследно
исчезают после похорон, когда их помощь особенно необходима
молодой вдове, оставшейся в одиночестве, с двумя малолетними
детьми на руках. Казалось бы, "старуха" могла бы присмотреть
за внучатами, пока ее сноха едет в лес за дровами. Но
Дарье приходится оставлять детей у соседки: "А Дарья домой
воротилась ... Торопится печь затопить, / Ан глянь - ни
полена дровишек! ... Покинуть ей жаль ребятишек ... Да
времени нету на ласки. / К соседке свела их вдова. / И
тотчас, на том же савраске, поехала в лес, по дрова...
Куда же подевались
"старики"? Они остались там, откуда пришли - в Аиде, и
одновременно - в более далеком, дохристианском прошлом,
когда могилы отмечали не крестами, а украшали каменными
изваяниями. В этой роли и появляется, напоследок, отец
Прокла:
Высокий, седой, сухопарый,
Без шапки, недвижно-немой,
Как памятник, дедушка старый
Стоял на могиле родной!
Заметим, что в первый
раз он больше напоминал старшего брата - Мороза, а сейчас,
"без шапки", становится похожим и на среднего - Пахома,
не говоря уже о само собой разумеющемся сходстве с умершим
сыном Проклом. Если у всех трех братьев один "священный"
отец (так переводится с греческого имя Себастьян), то
настоящее имя этого "старика" - Хронос.