В.В.Корона

ВИЗИТКА ВЕДЬМЫ

Таких в монастыри ссылали
Иль на кострах высоких жгли
А.Ахматова

0. ВВЕДЕНИЕ

       В коллекционной серии "Барды России" вышла кассета под названием "Все будет хорошо...". Это сборник песен Раисы Абельской в авторском исполнении. Первая песня на стороне А озаглавлена "Ведьма". Полагая, что компоновка сборника не случайна, мы рассматриваем это произведение как своеобразную "визитную карточку" автора. Что же изображено на "визитке"?

       Речь пойдет не о наших впечатлениях от песни, глубоко личных и не предназначенных для обсуждения. Мы ограничимся анализом только ее текста, актуализируя смыслы, бессознательно намеченные автором. Это немного не те впечатления, которые исполнитель ожидает услышать от благодарного слушателя, но тоже впечатления.

       Решение задач по выделению авторских смыслов относится к проблеме изучения художественных (поэтических) миров. Однако наша работа не является систематическим исследованием на тему "Поэтический мир Раисы Абельской" и не претендует на исчерпывающее и точное его описание. Тексты песен одного сборника подобны отдельным фрагментам мозаики, открывающим неизбежно неполную и искаженную картину. Дежурная ссылка на тождество качеств капли и океана является не вполне корректной в данном случае: достаточно крупная "акула смысла" может и не поместиться в одной или нескольких "каплях".

       Понятие "поэтический мир" не имеет общепринятого содержания, поэтому прежде чем выделять и классифицировать какие бы то ни было смыслы, необходимо уточнить, что именно и в каком виде нам доступно для анализа в его строении. Мы способны различать: а) действующих лиц произведения, б) ситуацию, в которой они находятся и в) сопутствующие реалии. К последним относятся приметы места и времени действия, погодные условия, бытовые предметы и т.п. Реконструкция авторских смыслов производится по совокупности отношений, в которых находятся вышеуказанные "составные части" текста и мира.

       Будем отличать, прежде всего, реального автора (РА) текста от автора-повествователя (АП). Кому из них приписываются авторские личностные смыслы, найденные в произведении? О реальном авторе нам ничего не известно и неизвестно также, какие отношения его связывают с автором-повествователем. Не углубляясь в эту проблему, отметим только, что РА и АП находятся в отношениях Исполнителя и его Роли. Автор-повествователь - это одна из ролей реального автора. А можно ли по роли судить о личности исполнителя? До некоторой степени да, но какой именно?

       Кроме того, РА текста играет, как правило, не одну, а минимум две роли. Он либо описывает и комментирует действия главного героя, либо говорит его устами, т.е. как бы сливается с ним. Можно сказать, что в первом случае он выступает под двумя масками, а во втором - под одной, но двойной. Кто скажет, какая из этих ролей передает личностные смыслы автора?

       Мы полагаем, что удовлетворительное решение указанной проблемы может быть получено, если учитывать обе роли (маски), под которыми РА фигурирует в тексте произведения. Назовем этого "двуликого Януса", этот умозрительный образ, сочетающий в себе признаки Исполнителя и его Роли, лирическим героем (ЛГ). Лирический герой, в нашем понимании, это главное действующее лицо произведения, но его образ не сводится к образу одного из персонажей, а представляет собой инвариантную структуру, вариантами воплощения которой выступают все Роли, сыгранные Исполнителем. Основные характеристики этой инвариантной структуры и являются, в нашем понимании, личностными смыслами автора текста.

       Для выявления указанной структуры может быть достаточно текста одного произведения, если отношения и связи, характеризующие главное действующее лицо, достаточно разнообразны, но чаще требуется более представительная выборка текстов одного автора. Поэтому для проверки широты охвата образа лирического героя, сопоставим тексты двух произведений.

       Помимо первого - "Ведьмы", исследуем расположенное сразу вслед за ним второе, озаглавленное "Выступление Марселя Марсо".

       В произведении, открывающем сборник, реальный автор скрыт от нас двойной маской. Первая из них - это образ Ведьмы, а вторая, выступающая за края первой - образ автора-повествователя. Основной текст произведения (38 строк из 40) представляет собой рассказ Ведьмы о своих переживаниях в последние минуты жизни перед сожжением на костре. Но две строки - первая и последняя, показывают, что все это - слова девушки, пересказывающей свой "ужасный сон". Эти две строки, оконтуривающие основной текст - краешек второй маски. Если идти от реального автора, то можно сказать, что первоначально он предстает, в образе спящей девушки, в роли первого автора-повествователя, а затем, в образе Ведьмы, в роли второго автора-повествователь). Создаваемые образы практически сливаются, что дает нам повод называть тот и другой "лирической героиней".

       В следующем произведении реальный автор выступает тоже под двумя, но на этот раз не последовательно, а параллельно расположенными масками. Одна из них - образ Марселя Марсо, а вторая - анонимного зрителя, пересказывающего свои впечатления от увиденного. Образы не сливаются, но и на этот раз будем называть их одинаково - "лирическим героем", поскольку понимаем под этим, как говорилось выше, не отдельных персонажей, а маркированную с их помощью систему внутритекстовых отношений.

       Итак, под личностными смыслами автора мы понимает инвариантные структуры его поэтического мира, доносимые до читателя (слушателя и зрителя) в образе лирического героя. "Структура личности" этого героя такова, что не позволяет свести его к одному из действующих лиц произведения - это персонифицированное отображение инвариантной структуры. А поскольку личности - это варианты воплощения, а инвариантные структуры - более высокий (или низкий), "родовой" уровень абстракции, то и личностные смыслы автора следует приписывать не реальному автору, а "родовому" (мифологическому или архетипическому) слою его сознания, общему для автора и читателя.

       Следуя традиции, выделим в тексте каждого из этих произведений две стороны - форму и содержание. Формой, в данном случае, будем называть стихотворную форму, а содержанием - картину, разворачивающуюся перед мысленным взором читателя. Форма, вообще говоря, независима от содержания: кому не доводилось встречать двойников? Поэтому вполне допустимо раздельное и независимое изучение этих составляющих в любой последовательности. Начнем с того, что в стихе и песне обычно бывает проще их формы - с содержания.

 

На главную страницу
 
На следующую страницу
 


Хостинг от uCoz