(Текстовка записана на слух, поэтому мы не расставили знаков препинания, а ограничились передачей уловленного метрического членения на строки и строфы. Для восприятия содержания этого достаточно. Членение на более мелкие метрические единицы рассмотрено во второй части работы). Система связей между основными действующими лицами в произведении "Ведьма" представляет собой линейную последовательность вида:
В картине, открывающейся нашему взору со слов Ведьмы, схематично воспроизводится эта же структура. Ведьму мы видим "у позорного столба", который если и не находится в центре "географически", то становится им визуально. Границы круга отмечены "толпой", окружающей лирическую героиню "со всех сторон". Изоморфизм авторского поэтического мира и внутреннего мира отдельного произведения достаточно очевиден. Даже не искушенный в герменевтике человек, услышав рифменное сближение (соединение, уподобление) понятий "позорный столб" и Судьба, должен ощутить их соизмеримость и представить себе этот "столб" в эквивалентном масштабе, т.е. пронизывающим весь мир. А это уже будет мировая ось (axis mundi). Картина сразу становится мифологической, а изображаемое на ней действие приобретает сакральный характер. В образе Ведьмы проступают черты существа из иного мира, высшей волею выставленного ("поставленного") на всеобщее обозрение. А самое поверхностное знакомство с христианской мифологией отсылает к образу Христа, выполняющего волю своего небесного Отца. Общее впечатление от содержания первого катрена примерно такое: Ведьма - это высшее существо, сошедшее (или сброшенное) с неба на землю для выполнения особой миссии. Исходя из этого, далее можно ожидать развития тем, в которых будет а) конкретизирована эта миссия, б) описаны муки и страдания, связанные с ее выполнением, в) показано ее завершение и возвращение домой. Продолжение нас не разочаровывает. Уже во втором катрене мы попадаем в самую гущу событий, "под град камней", который грозит превратиться "в море огня": "И град камней летит в меня / Толпа ревет огня огня..." Эта череда казней прерывается, как и ожидалось, разъяснением выполняемой миссии, а затем продолжается и оканчивается не то сожжением Ведьмы, не то пробуждением Девушки. Рассмотрим, прежде всего, миссию, возложенную на лирическую героиню. Миссия, как становится ясно из четвертого катрена, состоит в том, чтобы "нести людям Красоту", живым воплощением которой сама же лирическая героиня и является. За это ее собираются сжечь, полагая, что "красота" подарена Дьяволом. Лирическая героиня это отрицает, но как-то неопределенно: "О кто придумал клевету / что дал мне Дьявол красоту...". Из этого опровержения невозможно понять, в чем именно ее оклеветали. Либо она далеко не красавица, либо все-таки "дьявольски хороша", но "красота" получена не от Дьявола. Последующее перечисление качеств "красоты", занимающее почти три катрена, не добавляет определенности. Вот прокомментированный список этих качеств.
|
|||||||||||||||||||||||
|
|