ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Настоящее учебное пособие выросло из спецкурса, читаемого студентам филологического факультета Уральского государственного университета в 1996—1997 годах. Конечно, не будь курс прочитан, он не сложился бы в книгу, и поэтому автор, по традиции, но искренне, выражает благодарность своим терпеливым слушателям. Однако нужно сказать, что “встреча” автора с символом и связанной с ним проблематикой произошла давно и длится, как ни претенциозно это звучит, всю его сознательную жизнь. А у начала его собственно научных, целенаправленных занятий символом и символизмом стоят три человека: А.Л. Волынский, А.Ф. Лосев и И.А. Дергачев. Это соседство может показаться странным и даже нелепым, ибо с первыми двумя автор никак не мог познакомиться лично, в физике “здешней” жизни, а Иван Алексеевич Дергачев, никогда не писавший о символе, был его реальным научным руководителем и в студенческие годы, и много позже. Но так уж получилось, что эти три образа, три имени “сошлись” во внутреннем (символическом) пространстве авторского сознания. К ним следует присоединить и М.К. Мамардашвили, чьи работы подействовали (и ныне действуют) на сознание автора подобно удару молнии, используя метафорическое обозначение самого Мамардашвили. И поэтому свое небольшое учебное пособие о символе автор посвящает всем четырем Лицам, низко кланяясь им, ушедшим, но остающимся: И.А. Дергачеву, А.Л. Волынскому, А.Ф. Лосеву, М.К. Мамардашвили.

Теперь несколько слов о методе автора и о структуре книги, то есть об организации в ней материала. Читатель найдет здесь очень немного толкований тех или иных символов в их конкретных культурно-исторических проекциях. Ибо основной предмет, или, как принято ныне говорить (а в данном случае это действительно так), собеседник или участник нашего текста — символ как таковой, если угодно — понятие символа, включая сюда и его структуру, и его внутренне- содержательную, автономную от любых предметных наполнений, самостоятельно протекающую “жизнь”. Использованный в ходе изложения инструментарий позволяет, видимо, говорить о своего рода феноменологической редукции, которую мы осуществляем, приближаясь к символу, стремясь увидеть его в “чистом” виде, как некую метакатегорию или метаобраз1 * . “Существование (здесь и далее в учебном пособии все выделения в цитатах без нашего примечания — авторские. - Е.С.) в отличие от содержания” — так определял феноменологическую редукцию М.К. Мамардашвили (Мамардашвили 1997, 178). Однако наш путь менее всего может быть обозначен традиционным для общефилософского и феноменологического способа анализа термином “критика”. Скорее так. Из всего обилия научных и околонаучных работ о символе мы привлекаем лишь те, которые раскрывают новые стороны этого феномена, помогают очертить его смысл и сущность и которые неминуемо согласуются друг с другом, “прорастают” друг в друге, даже если по внешне-логической связи они друг другу противоречат. Здесь возможно обвинение автора в субъективизме и произвольности выбора. Однако любой выбор субъективен и произволен — в той же мере, в какой он одновременно является непроизвольным, ибо происходит по внутреннему, трудно объяснимому “основанию выбора”. В нашем случае сам символ, став главной и решающей силой дискурса, ведет его “неведомо куда”, а в действительности, как оказывается, в единственно возможном для автора и его сознания — в состоявшемся на настоящий момент соприкосновении с символом — направлении пути. Возможно, в другое время и направление было бы несколько иным, но теперь уже об этом говорить бессмысленно.

Бытие символа сравнимо с бытием текста в его современном понимании. “Интерпретировать текст вовсе не значит наделить его неким конкретным смыслом (относительно правомерным или относительно произвольным), но, напротив, понять его как воплощенную множественность”, — писал Р. Барт (Барт 1994, 14). Символ в не меньшей степени, чем текст, есть “воплощенная множественность”, это заложено в его природе. И потому толковать символ можно бесконечно. Мы ограничились рядом аспектов. В первой главе речь пойдет о тех подходах к символу, что оформились, то есть были сознательно “произнесены” в культуре начала 20 века, закрепляя, доводя до стадии рефлексии линии понимания символа, сложившиеся в предшествующие эпохи. Во второй главе мы обратимся к “обличию” символа, обретенному им в середине 20 века, ибо именно оно по сути дела обусловливает общую логику нашего подхода и изложения. Третья глава посвящена определениям символа, данным П.А. Флоренским и А.Ф. Лосевым — его важнейшими “апологетами” и теоретиками, чья философия развивалась в русле не просто религиозной, но православной традиции. Возникающее тем самым нарушение исторической хронологии неизбежно и позволительно с точки зрения законов существования самого символа, а кроме того, мы считаем его здесь необходимым для введения читателей (в прошлом слушателей) в искомую “ситуацию понимания символа”: ведь мы живем не в начале 20 века, а на его излете, и значит, поневоле мыслим и чувствуем не “по Флоренскому”, не в традиции православно-апофатического определения символа. Для массового гуманитарного сознания нашей современности феноменологический подход оказывается ближе просто в силу модуса нашего культурного времени, которое, как известно, “не выбирают”. Четвертая глава открывает одну из наиболее интересных для самого автора сущностных проблем символа — проблему его внутренней топологической или пространственной структуры. Отсутствие же формального заключения связано с тем, что все сказано в ходе предшествующего повествования, и “заключать” в этом случае значит либо ставить искусственную точку, противореча тем самым природе своего “собеседника” и “предмета”, либо пытаться намечать перспективы, которых — это понятно и без специального уведомления — может быть сколь угодно много.

Автор не затронул целый ряд вопросов, безусловно актуальных для тех, кто также связан с символом. Например, это проблема определения своеобразия символа по отношению к смежным категориям, как-то: знак, образ, аллегория, эмблема, архетип, миф и т.д. Мы касаемся указанных понятий, когда в этом возникает содержательная надобность (так, метафора и символ — предмет отдельного рассмотрения во второй главе, выход на миф происходит в главе третьей и отчасти четвертой), то есть когда к этому обращает нас сам дискурс. О формально-логических связях и различиях символа и всех названных и неназванных категорий написано достаточно, страждущий читатель может изыскать нужную ему информацию сам, пользуясь приведенной у нас литературой.

Оговорим еще одно возможное недоумение. В нашем пособии много философии и не очень много филологии. Осознавая пограничность, своего рода промежуточность своей работы, автор немало сил и внимания отдал тому, чтобы сделать доступными для студентов-филологов определения символа, возникающие в философии — как современной, так и русской религиозной, практически уже потерявшей для нас свою, без лишних слов понятную когда-то, очевидность. О необходимости этого свидетельствует личный опыт преподавания. Вместе с тем, мы сознательно бежим разработки какой-либо конкретной методики анализа символа в его содержательной представленности в литературном тексте. Ибо это противоречит нашему пониманию символа и его законов, а также — законов бытия текста в читательско-критическом сознании. В каждой главе присутствует свой ракурс рассмотрения проявленности символа в художественном образе, свой практический пример художественного анализа. Общий способ нашей работы с текстом, будь то текст философский или художественный — не суть важно, может быть обозначен традиционным словом “комментирование”, или интерпретация, или, по выражению Ф. Ницше, ”медленное чтение”. При желании эти примеры можно, конечно, рассматривать и как “образцы” анализа, однако все дело в том, что вряд ли вообще возможно“образцово” проанализировать символ даже на условии его содержательной ограниченности (всякая “образцовость” оборачивается прямой противоположностью спустя недолгое время — символ же живет чрезвычайно долго). В конце четвертой главы мы собственно и ставим вопрос о путях и возможностях интерпретации символа, полагая, что ответ на него конечно и абстрактно-теоретически не определим.

На следующую страницу
Хостинг от uCoz