Глава 7.

ОБРАТНОЕ ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

 

В главе 5 была затронута проблема соотношения мифологического и художественного состояний сознания. В главе 6 мы выдвинули тезис обратного течения времени в пространстве художественных и сновиденческих образов в том случае, если это пространство структурировано семантическими рядами.

Так как в нашей модели пространство художественных образов и сновидений всегда структурировано семантическими рядами, и так как мифологическое пространство и пространство мифологических представлений о мире тоже всегда структурировано семантическими рядами, то напрашивается вывод: в нашей модели человек мифологической эпохи должен был воспринимать время текущим от будущего к прошлому. Как это ни парадоксально, востоковеды реконструировали следы именно такого отношения к времени в Древнем Шумере и Вавилоне. Вот что пишет по этому поводу И.С. Клочков, посвятивший исследованию древневавилонских представлений о времени специальный очерк [49]:

"Прошлое во всем служило примером для подражания, постоянно находилось перед умственным взором древнего человека. Психологически вавилоняне, как и шумеры, были ориентированы во времени на прошлое. Если для современного человека "смотреть в будущее" значит "смотреть вперед", то шумер или вавилонянин, глядя вперед, видел прошлое; будущее лежало у него за спиной. Данные языка подтверждают такую ориентацию, хотя, конечно, следует помнить, что в языке могут сохраняться чисто словесные формулы уже преодоленных представлений. Прошлое по аккадски – UM PANI (досл. "дни лица / переда"); будущее – AHRATU (образовано от корня HR со значением "быть позади"). AHRATU означает также "потомство".

Интересны образования от корня WRK с общим значением "находиться / двигаться сзади": W(ARKU) – "оборотная сторона", "зад", "позднейший", "будущий", "за", "позади", "после"; ARKA – "впредь" , ARKIS – "назад". Еще два примера: PANA – "прежде" (досл. "у лица"), INAVAHAR – "прежде" (досл. "впереди") (стр. 28–29).

"Обнаружив соответствие "прошлое""то, что впереди", "будущее""то, что позади", трудно удержаться от соблазна поместить временной вектор в пространственную сеть координат, то есть попытаться понять связь понятия "прошлое" и "будущее" с понятиями "верх", "низ", "север", "юг", "восток", "запад". Построение такой модели – наиболее искусственная и спорная часть нашей реконструкции, однако, все же она оправдана: существование определенных связей между направлением в пространстве и временем у вавилонян не подлежит сомнению.

"Прошлое – то, что перед лицом – перед" мы связываем с понятием "восток" (акк. SADU: общ. сем. QDV "древний / восточный", ср. акк. "прошлый год" – SADDAQQDI / A (M) <SATTU + QDM>) и через него с понятием "верх"; возможно также, что образования от корня HR помимо значений "быть позади", "будущее" имеют и значение "запад". В графическом виде нашу реконструкцию можно представить следующим образом (рис. 7):

Разумеется, подобная модель носит самый гипотетический характер (стр. 162–163)."

Итак, движение во времени в модели Клочкова – восхождение от будущего к прошлому. Его гипотеза косвенно подтверждается восприятием времени в сновидении. И.С. Клочков обращает внимание на то, что обращенность в прошлое свойственна культурам древности и средневековья, и высказывает предположение, что психологический поворот "лицом к будущему" начался, очевидно, в середине I тысячелетия до н. э. под влиянием мессианских учений и эсхатологических ожиданий, что привело к переносу внимания на будущее. Завершился же он в новое время.

Нам кажется, что процесс переориентации во времени связан не столько с мессианскими учениями, сколько с появлением (открытием?) иных форм сознания, отличных от мифологического и обладающих логическими фильтрами (собственно, мессианские учения – следствие появления логического мышления). Этот процесс не завершился в новое время, так как и сегодня, стоит нам окунуться в мир сновидения или художественного вымысла, мы вновь, не отдавая себе отчета, воспринимаем время текущим вспять.

Можно говорить о временной переориентации "логического сознания". Она, вероятно, завершилась на рубеже II–III веков нашей эры. Этот период, как мы дальше увидим, вообще период глобальных перемен: именно к III веку умирает красноречие, забывается магия слова, завершается эпоха, которую в следующей главе мы назовем "эпохой первотолчка".

 
Следующая глава Оглавление


Хостинг от uCoz