ПРЕДИСЛОВИЕ

Так получилось, что много лет назад авторов этой книги заинтересовал вопрос: В чем секрет воздействия произведения искусства? Почему на двух разных людей одно и то же стихотворение действует по-разному? С тех пор утекло много воды, авторы занимались вещами, далекими от искусствоведения, но проклятый этот вопрос не переставал их занимать. Попыткой приблизиться к ответу на него и стала эта книга.

Как и любая модель, предлагаемая авторами модель имеет массу ограничений и недостатков. Многие из них авторам отчетливо видны. Главной уязвимой чертой разработанной ими концепции, с их точки зрения, является то, что в модели не преодолен строго индивидуальный характер восприятия произведения искусства. Несмотря на это – или именно поэтому – читатель не встретит, или почти не встретит в книге слова "реципиент". Авторы рассматривают акт восприятия как взаимодействие текста (произведения искусства) и всегда только одного человека, причем в их модели влияние окружающего мира на воспринимающего в момент восприятия не принимается в расчет. Для них просто рамки мира сужаются в момент восприятия до такой степени, что остаются только человек и произведение искусства. Поэтому слово "реципиент" им было не нужно, в их модели просто других людей, кроме воспринимающих, не существует. Отсюда неоднократное повторение в разных местах книги мысли о самодостаточности текста.

Несмотря на это, авторы отдают себе отчет в том, что человек испытывает континуальное воздействие окружающего мира и что в известном смысле можно говорить о том, что акт восприятия выполняется не только человеком, но и всей вселенной, так как ее воздействие на воспринимающего непрерывно. Однако, с точки зрения авторов, в настоящее время попытки построить модель исходя из "космического" характера восприятия непродуктивны, так же, как, скажем, в физиологии вряд ли оказалось бы продуктивным рассмотрение акта переваривания пищи как космического процесса, совершаемого экосферой. Для такого подхода у нас пока слишком мало информации. Читатель, возможно, убедится в том, что на данном этапе и ограниченная модель, предлагаемая авторами, позволяет получить ряд небезынтересных результатов.

И последнее. Напутствуя Вас в книгу, авторы предостерегают от переоценки и недооценки предлагаемого ими метода, который они назвали методом семантических рядов. Как и любой метод, он имеет свои границы применения, и не следует пользоваться им во всех случаях подряд. С другой стороны, при анализе определенных уровней произведения искусства, применение метода семантических рядов позволяет добиваться существенных (с точки зрения авторов, которую они не хотят навязывать никому) успехов.

Возможно, что некоторые места в книге покажутся Вам субъективными и необоснованными. Не торопитесь закрывать ее – может быть, в дальнейшем тексте Вы найдете обоснование неубедительных высказываний. Авторы надеются, что читатель найдет в книге хотя бы малую толику интересных ему знаний.

 

А.С.Бурштейн, В.И.Левит

 
Первая глава Оглавление


Хостинг от uCoz